Главная
Сведения об организации
Основные сведения
Структура и органы управления образовательной организацией
Документы
Образование
Образовательные стандарты
Сотрудники
Руководство
Педагогический состав
Специалисты и служащие
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Стипендии и иные виды материальной поддержки
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема (перевода)
План работы
Центральная ПМПК
Нормативное обеспечение
Состав центральной ПМПК
График работы центральной ПМПК
Документы для ПМПК
Организационно-методическое обеспечение деятельности центральной ПМПК
Методические материалы для специалистов ПМПК
Деятельность специалистов ПМПК при обследовании ребенка
Буклеты, презентации, памятки, рекомендуемые формы
Аналитические сведения
Контактная информация
Психолого-педагогическая и социальная помощь детям
Психолого-педагогическое консультирование
Коррекционно-развивающая помощь
Реализация дополнительных общеразвивающих программ
Психолого-педагогическая помощь детям-инвалидам (по реализации ИПРа)
Консультации специалистов
Педагога-психолога
Учителя-логопеда
Учителя-дефектолога
Старшего методиста
Служба практической психологии в системе образования области
Положение о Совете службы практической психологии
Состав Совета службы практической психологии
Материалы заседаний Совета службы практической психологии
Нормативно-правовые документы
Аутизм: понять-значит победить
Нормативное обеспечение
Информационно-справочные материалы
Наши партнеры
Особое детство
Специалисты помогают
#ЛюдиКакЛюди
Ранняя помощь
Нормативные документы
Услуги ранней помощи
Библиотека
Проект «Профессиональное сообщество за использование научно-доказанных подходов»
Дистанционное оказание услуг
Психолого-педагогическая, юридическая и социальная помощь замещающим семьям, специалистам органов опеки и попечительства
Нормативно-правовые документы
Повышение компетенции замещающих родителей
Методические рекомендации специалистам органов опеки и попечительства
Консультирует юрист
Педагог-психолог советует
Воспитанникам замещающих семей
Усыновителям, опекунам (попечителям), приемным родителям
Буклеты, презентации, памятки
Социальная поддержка
Консультирование родителей
Проект «Поддержка семей, имеющих детей»
Консультативный пункт: помощь, поддержка, содействие
Родитель спросил
В помощь специалистам-консультантам
Картотека: памятки, буклеты для родителей
Школа подготовки кандидатов в замещающие родители
Информация о школе
Подготовка кандидатов
Программа подготовки
График проведения подготовки
Расписание
Центр
Селивановский филиал
Гусь-Хрустальный филиал
Мелеховский филиал
Дистанционное обучение
Формы подготовки
Очная
Тематическое планирование
Очно-заочная
Тематическое планирование
Материалы для изучения
Задания по программе
Отзывы о школе
Методическое объединение
Социально-психологическое тестирование на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ
Нормативно-правовые документы
Тест-опросник (анкета) для учащихся
Справка о результатах социально-психологического тестирования
Справка о результатах социально-психологического тестирования в 2015-2016 учебном году
Справка о результатах социально-психологического тестирования в 2016-2017 учебном году
Справка о результатах социально-психологического тестирования в 2017-2018 учебном году
Справка о результатах социально-психологического тестирования в 2018-2019 учебном году
Справка о результатах социально-психологического тестирования в 2019-2020 учебном году
Справка о результатах социально-психологического тестирования в 2020-2021 учебном году
Методические рекомендации по организации работы с обучающими и их родителями
PRO-подростков
Социальная и правовая поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Право на обеспечение жильем
Информация для граждан, желающих принять ребенка без попечения родителей на воспитание в свою семью
Нормативно-правовые акты
РБД о детях
Шаги кандидата
Формы устройства в семью
Инновационная деятельность. Программа "Мир семьи"
Программа
Материалы по реализации программы
Областной Слёт замещающих родителей "Вместе детям"
Программа
Резолюция
Фотоотчет
Материалы
Социальный проект «Наставничество – территория доверия, участия и поддержки»
"Наставничество"
Проектное предложение
Информационный сборник "Детство в подарок"
Филиалы центра
Александровский филиал
Сведения о филиале
Документы Александровский филиал
Полезные советы
Мероприятия
Гусь-Хрустальный филиал
Сведения о филиале
Документы
Полезные советы
Мероприятия
Кольчугинский филиал
Сведения о филиале
Документы
Полезные советы
Мероприятия
Мелеховский филиал
Сведения о филиале
Документы
Полезные советы
Мероприятия
Муромский филиал
Сведения о филиале
Документы
Полезные советы
Мероприятия
Селивановский филиал
Сведения о филиале
Документы
Полезные советы
Мероприятия
Мероприятия
Портал Персональныеданные.дети
Содействие гражданам в случае международного похищения детей
Я – родитель! Необходима консультация
Обратная связь
Этим детям нужна семья
01.11.2012 3 01.11.2012 7 01.112012 2
01.11.2012 6 01.11.2012 4 01.11.2012

Справка о результатах социально-психологического тестирования в 2020-2021 учебном году

Справка

о результатах социально-психологического тестирования на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающихся общеобразовательных организаций, организаций профессионального образования,

организаций высшего образования

Владимирской области

в 2020 – 2021 учебном году

 

Социально-психологическое тестирование на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ в образовательных организациях является одной из форм проведения первичной антинаркотической профилактики и направлено на выявление склонности подростков к вовлечению в употребление психоактивных веществ. Проведение социально-психологического тестирования с использованием методического комплекса для выявления психологических «факторов риска» возможного вовлечения обучающихся в зависимое поведение является неотъемлемым элементом воспитательной работы образовательной организации, обеспечивающей системное выявление обучающихся «группы риска», и организации с ними соответствующей профилактической, коррекционной работы.

В 2020-2021 учебном году социально-психологическое тестирование обучающихся образовательных организаций Владимирской области на предмет раннего выявления немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ (далее – СПТ, тестирование) проводилось в соответствии с распоряжением Департамента образования  Владимирской области                        от 19.08.2020 г. № 844 «О проведении социально-психологического тестирования в 2020-2021 учебном году» (далее – распоряжение).  Данным распоряжением утверждены:

- Порядок проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Владимирской области;

- План мероприятий по проведению социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Владимирской области;

- состав экспертной комиссии по обработке результатов тестирования.

В соответствии с Планом мероприятий по проведению СПТ проведены мероприятия по подготовке к проведению тестирования, в частности - организационные совещания по вопросам проведения тестирования с руководителями муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования; собрания и обучающие занятия для педагогических работников, участвующих в проведении СПТ; консультационное сопровождение руководителей образовательных организаций; разъяснительная работа с обучающимися и родителями (законными представителями).

В соответствии с распоряжением  Департамента образования региональным координатором по проведению СПТ определено государственное бюджетное учреждение Владимирской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (далее – ГБУ ВО ЦППМС), которое осуществляло организационно-техническое, информационное и аналитическое сопровождение проведения тестирования, а также консультирование по вопросам организации проведении тестирования специалистов муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных организаций, принимающих участие в СПТ. В каждом муниципальном образовании назначен  муниципальный координатор по проведению СПТ.

Методическое сопровождение проведения СПТ обучающихся общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций включает в себя:

– Методические рекомендации по проведению разъяснительной работы с родителями обучающихся в целях предупреждения отказа от участия в социально-психологическом тестировании на предмет раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (разработаны ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2018 г.);

– Методические рекомендации Министерства просвещения Российской Федерации «Использование результатов единой методики социально-психологического тестирования для организации профилактической работы с обучающимися образовательной организации» (разработаны ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2019 г.);

– Методические рекомендации по нормированию результатов социально-психологического тестирования обучающихся образовательных организаций при оценке индивидуальной вероятности вовлечения в зависимое поведение (разработаны ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2019 г.).

Кроме того, специалистами ГБУ ВО ЦППМС подготовлены методические рекомендации и памятки для работы специалистов и педагогов образовательных организаций с целью использования в работе:

- методические рекомендации для руководителей и педагогических работников образовательных организаций «Как правильно провести социально-психологическое тестирование»;

- памятка для руководителей «Алгоритм проведения социально-психологического тестирования  в образовательной организации по  Единой методике»;

- буклет для родителей «Стоит ли бояться СПТ (социально-психологического тестирования)?»;

- методические рекомендации для обучающихся «Стоит ли проходить СПТ (социально-психологическое тестирование)?»;

- памятка для обучающихся «О проведении социально-психологического тестирования в образовательных организациях Владимирской области».

Все методические материалы размещены на сайте ГБУ ВО ЦППМС https://cppisp33.ru  в разделе «Социально-психологическое тестирование на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ».

В  2020-2021 учебном году тестирование  обучающихся  образовательных организаций Владимирской области проводилось с 15 сентября по  10 декабря 2020 г.   в электронной форме с использованием информационной системы социально-психологического тестирования для выявления латентной и явной рискогенности социально-экономических условий, формирующих психологическую готовность к аддиктивному (зависимому) поведению у лиц подросткового (юношеского) возраста, размещенной на платформе https://спт.образование33.рф.

Как и в предыдущем году, в 2020-2021 учебном году тестирование осуществлялось с использованием Единой методики социально-психологического тестирования (ЕМ СПТ), утвержденной Министерством просвещения Российской Федерации. Методика предназначена для выявления латентной (скрытой) и явной рискогенности социально-психологических условий, формирующих психологическую готовность к аддиктивному (зависимому) поведению у лиц подросткового и юношеского возраста.

ЕМ СПТ является опросником и состоит из набора вопросов, предлагаемых в стандартных условиях и предназначенных для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий. Тесты, используемые в ЕМ СПТ, представлены в трех формах: для учащихся 7-9 классов, 10-11 классов, для студентов СПО и ВУЗов  и направлены на выявление степени психологической устойчивости респондентов в трудных жизненных ситуациях.

На основании выборки и анализа достоверных и недостоверных ответов автоматически рассчитываются значения, формирующие латентный риск и явный риск вовлечения обучающихся в зависимое поведение. Эти данные сталиосновой для анализа итогов результатов социально-психологического тестирования.

Необходимо понимать, что результаты, полученные по итогам проведения СПТ по ЕМ СПТ не могут быть использованы для формулировки заключения о наркотической или иной зависимости респондента. Данные результатов тестирования могут быть использованы для проведения профилактической работы с обучающимися образовательных организаций.

В соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.02.2020 № 59 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях» и приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 20.02.2020  № 239 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования обучающихся в образовательных организациях высшего образования»  тестирование проводилось для обучающихся, достигших возраста тринадцати лет, начиная с 7 класса обучения в общеобразовательной организации.  

В  2020-2021 учебном году количество обучающихся, подлежащих участию в социально-психологическом тестировании, составило 74184 человека,  что на  9327 человека больше, чем в предыдущем учебном году (в 2019-2020 учебном году - 64857 человек):

- 47097  обучающихся (63,5% от общего числа обучающихся, подлежащих участию в СПТ) общеобразовательных организаций, в  2019-2020 учебном году - 45707 человек;

-  877 обучающихся (1,2%) школ-интернатов, подведомственных Департаменту образования,  в  2019-2020 учебном году - 761 человек  ;

- 22699 обучающихся (30,6%) профессиональных образовательных организаций, в  2019-2020 учебном году – 13960 человек;

- 3511 обучающихся (4,7%) образовательных организаций высшего профессионального образования, в  2019-2020 учебном году - 4429 человек.

Из них приняли участие в тестировании  70923 обучающихся, что на 7068 человек больше, чем в 2019-2020 учебном году (2019-2020 уч. год – 63855 чел.).

Применение ЕМ СПТ позволило увеличить охват участников тестирования за два года (в 2019-2020, 2020-2021 уч .г.) почти в 2,5 раза. При этом в 2020 году значительно увеличилось количество студентов учреждений среднего профессионального образования, принимающих участие в тестировании.

 

 

 

Таблица 1

Участие  обучающихся образовательных организаций

Владимирской области в СПТ

2020-2021 учебный год

 

ОО

Количество

ОО

Количество

обучающихся,

подлежащих

СПТ

(чел.)

Количество

участников

СПТ

(чел.)

Доля обучающихся образовательных организаций, прошедших СПТ

(от общего числа обучающихся, подлежащих СПТ) 

 

Общеобразовательные организации

325

47097

45596

96,8%

Школы-интернаты

22

877

844

96,2%

СПО

36

22699

22426

98,8%

Вузы

6

3511

2057

58,6%

 ВСЕГО   по региону

389

74184

70923

95,6%

 

Самое большое количество обучающихся, прошедших тестирование - в муниципальных общеобразовательных организациях –  45596 человек.

По итогам проведения тестирования  в муниципальных общеобразовательных организациях о. Муром,  Вязниковском, Гороховецком,  Киржачском, Муромском, Петушинском районах СПТ прошли 100% респондентов. Самый низкий  в области показатель участников СПТ в Суздальском районе – 55,04%.

 

 

 

Таблица 2

 Участие в СПТ обучающихся

 муниципальных общеобразовательных школ

2020-2021 учебный год

 

Муниципальные

образования

Количество

ОО

Количество

обучающихся,

подлежащих

СПТ

(чел.)

Количество

участников

СПТ

 

(чел.)

Доля обучающихся, прошедших СПТ

(от общего числа обучающихся, подлежащих СПТ) 

г. Владимир

47

12921

12452

96,37%

г. Гусь-Хрустальный

11

2227

2124

95,37%

г. Ковров

17

4949

4909

99,19%

о. Муром

16

3861

3861

100%

ЗАТО г. Радужный

2

637

605

94,98%

Александровский район

22

4027

4008

99,53%

Вязниковский район

18

2149

2149

100%

Гороховецкий район

6

686

686

100%

Гусь-Хрустальный район

27

1291

1277

98,92%

Камешковский район

11

811

799

98,52%

Киржачский район

12

1495

1495

100%

Ковровский район

13

776

774

99,74%

Кольчугинский район

15

1837

1762

95,92%

Меленковский район

13

993

986

99,30%

Муромский район

8

349

349

100%

Петушинский район

20

2099

2099

100%

Селивановский район

4

466

464

99,57%

Собинский район

18

1845

1842

99,84%

Судогодский район

16

1207

1149

95,19%

Суздальский район

15

1477

813

55,04%

Юрьев-Польский район

14

994

993

99,90%

 

325

47097

45596

96,81%

 

Вместе с тем, анализ соотношения числа обучающихся, прошедших СПТ, к числу обучающихся, подлежащих СПТ, за два последние года показывает снижение  количества участников тестирования в соотношении к числу подлежащих тестированию.

 

 

Таблица 3

Доля обучающихся образовательных организаций Владимирской области,

прошедших СПТ в 2019 и 2020 гг.

 

ОО

Прошли   СПТ

в 2019 году

    Прошли   СПТ

в 2020 году

динамика

Общеобразовательные организации

98,9%

96,8%

снижение

Школы-интернаты

97,5%

96,2%

снижение

СПО

98,8%

98,8%

 

Вузы

92,4%

58,6%

резкое снижение

Итого по области

98,4%

95,6%

снижение

 

 

При этом в 10 муниципальных образованиях  (г. Владимир, г. Гусь-Хрустальный, Камешковский, Кольчугинский, Гусь-Хрустальный, Меленковский, Селивановский,  Собинский, Суздальский, Юрьев-Польский районы) произошло снижение количества участников тестирования в соотношении к числу подлежащих тестированию.

 

 

 

Таблица 4

 

Доля обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций,

 прошедших СПТ, в 2019 и 2020 гг.

 

Муниципальные образования

Прошли   СПТ

в 2019 году

Прошли СПТ

в 2020 году

динамика

г. Владимир

  99,40%

96,37%

снижение

г. Гусь-Хрустальный

  99,88%

95,37%

снижение

г. Ковров

  98,95%

99,19%

 

о. Муром

  99,90%

100%

 

ЗАТО г. Радужный

  82,91%

94,98%

 

Александровский район

  97,06%

99,53%

 

Вязниковский район

  99,82%

100%

 

Гусь-Хрустальный район

  99,35%

98,92%

снижение

Гороховецкий район

  97,46%

100%

 

Камешковский район

100%

98,52%

снижение

Киржачский район

100%

100%

 

Ковровский район

  99,62%

99,74%

 

Кольчугинский район

  99,95%

95,92%

снижение

Меленковский район

  99,91%

99,30%

снижение

Муромский район

100%

100%

 

Петушинский район

100%

100%

 

Селивановский район

100 %

99,57%

снижение

Собинский район

  99,91%

99,84%

снижение

Судогодский район

  94,65%

95,19%

 

Суздальский район

  96,37%

55,04%

резкое снижение

Юрьев-Польский район

100 %

99,90%

снижение

Итого по области

98,90%

          96,8%

снижение

 

В 2020-2021 учебном году с увеличением количества тестируемых увеличилось и количество  отказов от участия в социально-психологическом тестировании, данных в установленном порядке – 2642 человека, что составило 3,6% от числа обучающихся, кому было предложено тестирование (в 2019-2020 учебном году отказы оформили 627 человек - 0,97%).

Самый высокий удельный вес отказов от тестирования, как и в прошлом учебном  году, отмечен среди студентов ВУЗов - 41,4%, необходимо отметить его значительный рост (2019-2020 уч. год – 7,5%). Доля обучающихся профессиональных образовательных организаций, отказавшихся от участия в тестировании, составила 0,2% (2019-2020 уч. год – 0,01%). Увеличилась доля отказов среди обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций – 2,4% (2019-2020 уч. год – 0,6%) и школ-интернатов – 3,8% (2019-2020 уч. год – 2,5%).

 

 

 

Таблица 5

Количество отказов, данных в установленном порядке,

от общего числа обучающихся, подлежащих  СПТ,

образовательных организаций Владимирской области

2020-2021 учебный год

 

ОО

Количество

обучающихся,   не прошедших СПТ

по различным причинам

Из них

отказов, данных в установленном порядке

Доля обучающихся, оформивших отказы от СПТ, от числа обучающихся, подлежащих тестированию

Общеобразовательные организации

1501

1111

2,4%

Школы-интернаты

33

33

3,8%

СПО

273

44

0,2%

Вузы

1454

1454

41,4%

 ВСЕГО   по региону

3261

2642

3,6%

 

Как показывает анализ причин отказов от прохождения СПТ – это, в первую очередь,  отказы родителей, считающих,  что их дети 13-14-летнего возраста еще не готовы к участию в таких тестах и категорически против проведения каких-либо опросов с их ребенком в электронной системе. Кроме того, оформлены отказы родителей по религиозным мотивам; в связи с нежеланием «касаться лишний раз запрещенной темы»; а также в связи с недоверием к методике тестирования. В школах-интернатах основная причина отказа родителей – психосоматическое состояние здоровья обучающихся с умеренной и глубокой умственной отсталостью и со сложной структурой дефекта. Вместе с тем, следует иметь ввиду, что проведение СПТ в коррекционных школах носит рекомендательный характер с учетом индивидуальных особенностей детей с ментальными нарушениями.

 Отказ родителей  от участия ребенка в СПТ  в общеобразовательных школах составляет в среднем по области  более 70% от общего числа отказов. По области наибольший процент отказов от СПТ в  школах Суздальского района – 25,7 % (371 чел.) Из них  письменных отказов родителей – 317.

Среди обучающихся основными причинами отказа от СПТ являются недоверие к системе тестирования или отказы без объяснения причины.

 

 

 

Таблица 6

Количество отказов, данных в установленном порядке

в образовательных организациях муниципальных образований

 

Муниципальные образования

Количество

обучающихся,   не прошедших СПТ

по различным причинам

Из них

отказов,

данных в установленном порядке

Доля обучающихся, оформивших отказы от СПТ, от числа обучающихся, подлежащих тестированию

г. Владимир

469

423

3,3 %

г. Гусь-Хрустальный

103

99

4,4 %

г. Ковров

40

28

0,9 %

о. Муром

0

0

0

ЗАТО г. Радужный

32

8

1,3 %

Александровский район

19

16

0,1 %

Вязниковский район

0

0

0

Гороховецкий район

0

0

0

Гусь-Хрустальный район

14

14

1,1 %

Камешковский район

12

12

1,5 %

Киржачский район

0

0

0

Ковровский район

2

2

0,3 %

Кольчугинский район

75

69

3,8 %

Меленковский район

7

7

0,7 %

Муромский район

0

0

0

Петушинский район

0

0

0

Селивановский район

2

2

0,4 %

Собинский район

3

3

0,1 %

Судогодский район

58

56

4,6 %

Суздальский район

664

371

25,7 %

Юрьев-Польский район

1

1

0,1 %

ИТОГО

1501

1111

2,4%

 

Не смогли принять участие в тестировании по разным причинам (производственная практика, болезнь и т.д.) и отнесены были к количеству не давших письменного согласия по иным причинам 619 чел. - 0,83% (в 2019-2020 учебном году - 375 чел. - 0,58%).  Это учащиеся школ г. Владимира, г. Коврова, ЗАТО г. Радужный, Суздальского района; студенты Ковровского колледжа сервиса и технологий, Владимирского педагогического колледжа,  Муромского колледжа радиоэлектронного приборостроения и др.

Социально-психологическое тестирование, как и в предыдущем году, проводилось по трем возрастным группам:

- по форме «А-110» для учащихся 7-9 классов, которая содержит 110 утверждений для тестирования, прошли тестирование  35911 обучающихся;

- по форме «В-140», которая содержит 140 утверждений для тестирования,  прошли тестирование  10529 обучающихся 10 – 11 классов;

- по форме «С-140» для студентов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, которая содержит 140 утверждений для тестирования, прошли тестирование  24483 студента.

Тесты, используемые в ЕМ СПТ, направлены на выявление степени психологической устойчивости респондентов в трудных жизненных ситуациях.

Итоговое заключение по результатам тестирования определяет респондентов с вероятностью вовлечения в зависимое поведение.

С целью исключения результатов обучающихся, отвечающих на вопросы не откровенно или формально, в ЕМ СПТ предусмотрен алгоритм селекции недостоверных ответов.

Респонденты, отнесенные в группу с недостоверными ответами (резистентность выборки), требуют особого внимания при проведении профилактической работы. Причинами резистентности (сопротивляемости) респондентов тестированию по мнению разработчиков ЕМ СПТ может быть комплекс факторов: нежелание обучающихся участвовать в тестировании; желание показать себя с лучшей стороны, что влечет неискренность при ответах и отражается на результатах; неверная трактовка назначения самого тестирования для обучающихся.

По результатам автоматической обработки итогов тестирования в 2020-2021 учебном году  доля достоверных ответов составляет 97,95% от общего количества подлежащих тестированию респондентов  (2019-2020 учебный год - 88,36%).

Как отмечалось выше, ЕМ СПТ выявляет вероятность вовлечения в зависимое поведение, определяя две группы лиц подросткового и юношеского возраста, имеющих латентную (незначительную) и явную психологическую готовность к аддиктивному (зависимому) поведению.

По итогам тестирования  в 2020-2021 учебном году в регионе у 65228 (89,91% от общего числа, подлежащих тестированию) обучающихся не выявлена какая-либо вероятность вовлечения в зависимое поведение  (2019-2020 учебный год - 48572 - 74,9%). Это:

- 40846 (89,6%) обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций  (2019-2020 учебный год - 37712 обучающихся - 82,5%);

- 802 (91,5%) обучающихся интернатных учреждений (2019-2020 учебный год – 611 обучающихся - 80,3%);

- 21905 (97,7%) обучающихся профессиональных образовательных организаций (2019-2020 учебный год 8242 обучающихся - 59%);

- 1948 (94,7%) обучающихся образовательных организаций высшего образования (2019-2020 учебный год - 2007 студентов - 45,3%).

Латентная (незначительная) психологическая готовность к аддиктивному (зависимому) поведению у лиц подросткового и юношеского возраста в 2020-2021 учебном году в целом по области выявлена у 4944  респондентов, что составило 6,67% от общего количества обучающихся, подлежащих тестированию  (в 2019-2020 учебном году - 14873 респондентов - 22,9% от общего количества респондентов, подлежащих тестированию).

 

 

 

Таблица 7

Латентная (незначительная) психологическая готовность к аддиктивному

(зависимому) поведению у лиц подросткового и юношеского возраста

образовательных организаций Владимирской области

2020-2021 учебный год

 

ОО

Количество обучающихся, подлежащих

СПТ

 

 

Латентная (незначительная) психологическая готовность к аддиктивному (зависимому) поведению

чел.

Доля обучающихся от числа подлежащих СПТ

Общеобразовательные организации

47097

 

4174

8,86 %

Школы-интернаты

877

 

39

4,45 %

СПО

22699

 

637

2,81 %

Вузы

3511

 

94

2,68%

 ВСЕГО   по региону

74184

4944

6,67 %

 

Самая высокая доля обучающихся с латентной вероятностью вовлечения  в зависимое поведение отмечена в общеобразовательных организациях муниципальных образований  области - 8,86% - 4174 человека. При этом данный показатель значительно ниже прошлого года (в 2019-2020 учебном году - 14,6%, 6692 чел.).

 В образовательных организациях высшего профессионального образования 94 студента составили группу с незначительной психологической готовностью к аддиктивному (зависимому) поведению - 2,58% (в 2019-2020 учебном году 54,3%, 2407 человек).

В школах–интернатах число обучающихся с латентной готовностью к зависимому поведению 39  человек, 4,45% (в 2019-2020 учебном году - 16,6%, 126 человек). Анализ, проведенный в разрезе  школ-интернатов, подведомственных Департаменту образования, показал, что  благополучная ситуация по критерию «латентная (незначительная) психологическая готовность к аддиктивному поведению»  наблюдается в 13 из 22 образовательных организаций.

Самое большое количество обучающихся с латентной вероятностью вовлечения в зависимое поведение в Кадетском корпусе (18 чел.),  специальной (коррекционной) школе-интернате г. Александрова (7 чел.) и  школе-интернате    № 2 г. Владимира (5 чел.).

Самая низкая доля обучающихся с латентной вероятностью вовлечения в зависимое поведение в организациях профессионального образования области – 2,81 %, 637 человек (в 2019-2020 учебном году -  40,5%, 5648 чел.).

При этом во Владимирском техникуме экономики и права,  Киржачском машиностроительном колледже, Суздальском индустриально-гуманитарном колледже и  Ковровском энергомеханическом колледже показатель критерия «латентная (незначительная) психологическая готовность к аддиктивному поведению» составляет  0 %.

Самое большое количество обучающихся с латентной вероятностью вовлечения в зависимое поведение в  Александровском  промышленно-правовом колледже  (113 чел.), Владимирском экономико-технологическом  колледже (68 чел.), Владимирском строительном колледже (43 чел.), Владимирском  аграрном колледже (43 чел.).

 

 

 

 

Таблица 8

Латентная (незначительная) психологическая готовность к аддиктивному (зависимому) поведению у лиц подросткового и юношеского возраста в организациях профессионального образования Владимирской области 2020-2021 учебный год

 

                                                               

п/п

 

Количество обучающихся, подлежащих

СПТ

 

Латентная (незначительная) психологическая готовность к аддиктивному (зависимому) поведению

 

чел.

Доля обучающихся от числа подлежащих СПТ

 
 

1

Владимирский педагогический колледж

435

8

1,89%

 

2

Владимирский авиамеханический колледж

1627

27

1,66%

 

3

Владимирский политехнический колледж

1585

23

1,45%

 

4

Владимирский строительный колледж

935

43

4,60%

 

5

Владимирский химико-механический. колледж

335

2

0,60%

 

6

Владимирский экономико-технологический колледж

1469

68

4,63%

 

7

Владимирский базовый медицинский колледж

400

40

10,00%

 

8

Владимирский областной колледж культуры и искусства

240

1

0,42%

 

9

Владимирский областной музыкальный колледж

243

15

6,17%

 

10

Владимирский техникум экономики и права

612

0

0

 

11

НОУ СПО Владимирский техникум туризма

167

1

0,60%

 

12

Владимирский технологический колледж

1091

35

3,21%

 

13

Владимирский индустриальный  колледж

1006

8

0,80%

 

14

Владимирский аграрный колледж

297

43

14,48%

 

15

Гусевской стекольный колледж

708

10

1,41%

 

16

Гусь-Хрустальный технологический колледж

625

4

0,64%

 

17

Ковровский медицинский колледж

608

24

3,95%

 

18

Ковровский транспортный колледж

986

1

0,10%

 

19

Ковровский промышленно-гуманитарный колледж

701

11

1,57%

 

20

Ковров колледж сервиса и технологий

361

8

2,22%

 

21

Муромский медицинский колледж

537

1

0,19%

 

22

Муромский педагогический колледж

398

11

2,76%

 

23

Муромский колледж  радиоэлектронного приборостроения

606

33

5,45%

 

24

Муромский промышленно-гуманитарный

719

38

5,29%

 

25

Муромский индустриальный  колледж

456

8

1,75%

 

26

Александров промышленно.-правовой  колледж

974

113

11,60%

 

27

Александровский медицинский  колледж

355

12

3,38%

 

28

Вязниковский технико-экономический  колледж

990

19

1,92%

 

29

Никологорский аграрно-промышленный  колледж

524

9

1,72%

 

30

Киржачский машиностроительный   колледж

473

0

0

 

31

Кольчугинский политехнический колледж

402

1

0,25%

 

32

Петушинский промышленно-гуманитарный колледж

668

9

1,35%

 

33

Муромцевский лесотехнический колледж

270

10

3,70%

 

34

Суздальский индустриально-гуманитарный  колледж

426

0

0

 

35

Юрьев-Польский индустриально-гуманитарный колледж

342

1

0,29%

 

36

Ковровский энергомеханический  колледж

128

0

0

 

 

ИТОГО

22699

637

2,81%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ, проведенный в разрезе муниципальных районов и городских округов области, показал, что наиболее благополучная ситуацияпо критерию «латентная (незначительная) психологическая готовность к аддиктивному поведению» в следующих муниципальных образованиях: Меленковский район (1,71%),  г. Радужный (2,98%), Судогодский район (3,31%), Ковровский район (3,61%).

Самый высокий процент латентной вероятности вовлечения в зависимое поведение в муниципальных образованиях показали Вязниковский район (30,67%), Селивановский район (25,53%), Собинский район (23,84%), о. Муром (13,15%),   г. Гусь-Хрустальный (12,35%).

 

 

 

Таблица 9

Латентная (незначительная) психологическая готовность к аддиктивному (зависимому) поведению у лиц подросткового и юношеского возраста муниципальных общеобразовательных организаций Владимирской области 2020-2021 учебный год

 

Муниципальные образования

Количество обучающихся, подлежащих

СПТ

 

Латентная (незначительная) психологическая готовность к аддиктивному (зависимому) поведению

чел.

Доля обучающихся от числа подлежащих СПТ

г. Владимир

12921

862

6,67%

г. Гусь-Хрустальный

2227

275

12,35%

г. Ковров

4949

246

4,97%

о. Муром

3861

508

13,15%

ЗАТО г. Радужный

637

19

2,98 %

Александровский район

4027

260

6,46 %

Вязниковский район

2149

659

30,67 %

Гороховецкий район

686

41

5,98 %

Гусь-Хрустальный район

1291

57

4,42%

Камешковский район

811

52

6,29 %

Киржачский район

1495

171

11,44 %

Ковровский район

776

28

3,61 %

Кольчугинский район

1837

59

3,21 %

Меленковский район

993

17

1,71%

Муромский район

349

25

7,16 %

Петушинский район

2099

178

8,48 %

Селивановский район

466

119

25,5 3%

Собинский район

1845

440

23,84 %

Судогодский район

1207

40

3,31 %

Суздальский район

1477

69

4,67 %

Юрьев-Польский район

994

49

4,92 %

ИТОГО

47097

4174

8,86 %

 

Группа обучающихся с латентной (незначительной) вероятностью вовлечения в зависимое поведение - это группа обучающихся, нуждающихся в активной профилактической работе со стороны всех государственных структур, направленной на формирование психологической устойчивости в трудных жизненных и стрессовых ситуациях, а также формирование позитивного отношения к себе и своему здоровью.

Необходимо иметь ввиду, что данные показатели характеризуют лишь возможные вовлечения несовершеннолетних в зависимость и слабую сопротивляемость социуму в вопросе приема и использования наркотических средств и не могут быть использованы как показатели для выявления наркозависимости. 

Группу риска с явной психологической готовностью к аддиктивному (зависимому) поведению в 2020-2021 учебном году в целом по региону составили 751 человек – 1,01% от общего числа обучающихся, подлежащих тестированию (2019-2020 учебном году - 1412 обучающихся  - 2,18%). Отмечается снижение почти в два раза в сравнении с прошлым годом.

Таблица 10

 

 

 

Явная психологическая готовность к аддиктивному (зависимому) поведению у лиц подросткового и юношеского возраста образовательных организаций Владимирской области 2020-2021 учебный год

 

ОО

Количество

обучающихся, подлежащих  СПТ

 Явная психологическая готовность к аддиктивному (зависимому) поведению

 

чел.

Доля обучающихся от числа подлежащих СПТ

Общеобразовательные организации

47097

576

1,22 %

Школы-интернаты

877

3

0,34 %

СПО

22699

157

0,69 %

Вузы

3511

15

0,43%

 ВСЕГО   по региону

74184

751

1,01%

 

По итогам СПТ 2020-2021 учебного года высокая доля обучающихся с явной психологической готовностью к аддиктивному (зависимому) поведению у  обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций – 1,22 % (576 чел.), низкая  - у обучающихся школ–интернатов – 0,34 % (3 чел.).

Анализ, проведенный в разрезе муниципальных районов и городских округов области, показал, что самый высокий процент явной психологической вероятности вовлечения в зависимое поведение обучающихся показали  Собинский  район - 4,3% (80 чел.), Вязниковский район - 3,7% (79 чел.), Селивановский район - 3,0% (14 чел.), Киржачский район – 1,7% (26 чел.), Камешковский район – 1,6% (13 чел.). о. Муром  - 1,6% (60 чел.), Петушинский район – 1,5% (32 чел.), г. Гусь-Хрустальный – 1,3% (29 чел.).

Наиболее благополучная ситуацияпо критерию «явная психологическая готовность к аддиктивному поведению» в следующих муниципальных образованиях: Меленковский район (0,1%), Кольчугинский район (0,1%),   Суздальский (0,2%),  г. Ковров (0,5%).

 

 

 

Таблица 11

Явная психологическая готовность к аддиктивному (зависимому) поведению у лиц подросткового и юношеского возраста муниципальных

общеобразовательных организаций Владимирской области

2020-2021 учебный год

 

Муниципальные образования

Количество

обучающихся, подлежащих  СПТ

 Явная психологическая готовность к аддиктивному (зависимому) поведению

 

чел.

Доля обучающихся от числа обучающихся, подлежащих СПТ

г. Владимир

12921

131

1,0%

г. Гусь-Хрустальный

2227

29

1,3%

г. Ковров

4949

22

0,5%

о. Муром

3861

60

1,6%

ЗАТО г. Радужный

637

4

0,6%

Александровский район

4027

40

1,0%

Вязниковский район

2149

79

3,7%

Гороховецкий район

686

4

0,6%

Гусь-Хрустальный район

1291

6

0,5%

Камешковский район

811

13

1,6%

Киржачский район

1495

26

1,7%

Ковровский район

776

4

0,5%

Кольчугинский район

1837

2

0,1%

Меленковский район

993

1

0,1%

Муромский район

349

3

0,9%

Петушинский район

2099

32

1,5%

Селивановский район

466

14

3,0%

Собинский район

1845

80

4,3%

Судогодский район

1207

10

0,8%

Суздальский район

1477

3

0,2%

Юрьев-Польский район

994

13

1,3%

ИТОГО

47097

576

1,2%

 

Обучающиеся с явной психологической готовностью к аддиктивному (зависимому) поведению  выявлены в трех школах-интернатах, подведомственных Департаменту  образования: специальной (коррекционной) школе-интернате г. Александрова (1 чел.),  школе-интернате № 2 г. Владимира (1 чел.) и Барско-Городищенской специальной (коррекционной) школе-интернате (1 чел.).

 

 

 

Таблица 12

Явная психологическая готовность к аддиктивному (зависимому) поведению у лиц подросткового и юношеского возраста в школах-интернатах Владимирской области, подведомственных Департаменту образования

2020-2021 учебный год

п/п

ОО

(школы-интернаты)

Количество

обучающихся, подлежащих  СПТ

Явная психологическая готовность к аддиктивному (зависимому) поведению

 

чел

Доля обучающихся от числа  обучающихся, подлежащих СПТ

 
 

1

Школа-интернат для слепых и слабовидящих детей  г. Владимир

48

0

0

 

2

Школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи г. Владимир

53

0

0

 

3

Школа-интернат  № 1 г. Владимир

45

0

0

 

4

Школа-интернат № 2 г. Владимир

38

1

2,63%

 

5

Специальная (коррекционная)  школа-интернат   г. Гусь-Хрустальный

0

0

0

 

6

Специальная (коррекционная)   школа-интернат   г. Коврова для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей

31

0

0

 

7

Специальная (коррекционная)    школа-интернат г. Ковров

29

0

0

 

8

Специальная (коррекционная)   школа-интернат   г. Муром

44

0

0

 

9

ГКОУ Кадетский корпус

195

0

0

 

10

Специальная (коррекционная)    школа-интернат г. Александрова

30

1

3,33%

 

11

Областная санаторная  школа-интернат г. Вязники

28

0

0

 

12

Специальная (коррекционная)   г.  Вязники

57

0

0

 

13

Мстерская    специальная (коррекционная)   школа-интернат

15

0

0

 

14

Фоминская    специальная (коррекционная)    школа-интернат

13

0

0

 

15

Специальная (коррекционная)                      школа-интернат г. Камешково

41

0

0

 

16

Специальная (коррекционная)                    школа-интернат. г.Киржач

25

0

0

 

17

Специальная (коррекционная)                    школа-интернат г. Кольчугино

42

0

0

 

18

Специальная (коррекционная)                   школа-интернат   г. Меленки

24

0

0

 

19

Специальная (коррекционная)    школа-интернат             г. Петушки

19

0

0

 

20

Омофоровская  специальная (коррекционная)  школа-интернат

38

0

0

 

21

Лухтоновская    специальная (коррекционная)  школа-интернат

32

0

0

 

22

Барско-Городищенская   специальная (коррекционная) школа-интернат

12

1

8,3%

 

23

Ратисловская   специальная (коррекционная)  школа-интернат

18

0

0

 

 

ИТОГО

877

3

0,34%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из 157 студентов профессиональных образовательных организаций  Владимирской области самое большое количество с явной психологической готовностью к аддиктивному (зависимому) поведению выявлено  в  Александровском  промышленно-правовом колледже  (32 чел.), Владимирском экономико-технологическом  колледже (16 чел.),  Муромском колледже радиоэлектронного приборостроения (14 чел.),  Владимирском строительном колледже (11 чел.), Владимирском  аграрном колледже (11 чел.), Владимирском технологическом колледже (11 чел.).

 Не выявлено студентов с явной психологической готовностью к аддиктивному поведению  в 13 учреждениях СПО из 36 участвовавших в СПТ: во Владимирском химико-механическом колледже, Владимирском областном колледже культуры и искусства, Владимирском техникуме туризма,  Александровском и Муромском медицинских колледжах, Гусевском стекольном колледже, Ковровском промышленно-гуманитарном колледже, Ковровском  транспортном колледже, Ковровском энергомеханическом колледже, Киржачском машиностроительном колледже, Кольчугинском политехническом колледже, Суздальском и Юрьев-Польском индустриально-гуманитарных колледжах.

 

 

 

 

Таблица 13

Явная психологическая готовность к аддиктивному (зависимому) поведению у лиц подросткового и юношеского возраста в профессиональных

образовательных организациях Владимирской области

2020-2021 учебный год

п/п

ОО

(колледжи,

техникумы)

Количество

обучающихся, подлежащих  СПТ

Явная психологическая готовность к аддиктивному (зависимому) поведению

 

чел.

Доля обучающихся от числа  обучающихся, подлежащих СПТ

 
 

1

Владимирский педагогический колледж

435

2

0,46%

 

2

Владимирский авиамеханический колледж

1627

6

0,37%

 

3

Владимирский политехнический колледж

1585

7

0,44%

 

4

Владимирский строительный колледж

935

11

1,18%

 

5

Владимирский химико-механический. колледж

335

0

0

 

6

Владимирский экономико-технологический колледж

1469

16

1,09%

 

7

Владимирский базовый медицинский колледж

400

5

1,25%

 

8

Владимирский областной колледж культуры и искусства

240

0

0

 

9

Владимирский областной муз. колледж

243

5

2,06%

 

10

Владимирский техникум экономики и права

612

1

0,16%

 

11

НОУ СПО Владимирский техникум туризма

167

0

0

 

12

Владимирский технологический колледж

1091

11

1,01%

 

13

Владимирский индустриальный  колледж

1006

2

0,20%

 

14

Владимирский аграрный колледж

297

11

4,45%

 

15

Гусевской стекольный колледж

708

0

0

 

16

Г-Хрустальный технологический колледж

625

2

0,32%

 

17

Ковровский медицинский колледж

608

4

0,66%

 

18

Ковровский транспортный колледж

986

0

0

 

19

Ковровский промышленно-гуманитарный колледж

701

0

0

 

20

Ковров колледж сервиса и технологий

361

3

0,83%

 

21

Муромский медицинский колледж

537

0

0

 

22

Муромский педагогический колледж

398

4

1,15%

 

23

Муромский колледж  радиоэлектронного приборостроения

606

14

2,31%

 

24

Муромский промышленно-гуманитарный

719

4

0,56%

 

25

Муромский индустриальный  колледж

456

3

0,66%

 

26

Александров промышленно-правовой  колледж

974

32

3,28%

 

27

Александровский медицинский  колледж

355

0

0

 

28

Вязниковский технико-экономический колледж

990

5

0,51%

 

29

Никологорский аграрно-промышленный  колледж

524

3

0,57%

 

30

Киржачский машиностроительный   колледж

473

0

0

 

31

Кольчугинский политехнический колледж

402

0

0

 

32

Петушинский промышленный-гуманитарный колледж

668

5

0,75%

 

33

Муромцевский лесотехнический колледж

270

1

0,37%

 

34

Суздальский индустриально-гуманитарный  колледж

426

0

0

 

35

Юрьев-Польский индустриально-гуманитарный  колледж

342

0

0

 

36

Ковровский энергомеханический  колледж

128

0

0

 

 

ИТОГО

22699

157

0,69%

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ, проведенный в разрезе высших учебных заведений  Владимирской области, показал, что  благополучная ситуацияпо критериям «латентная (незначительная) и явная психологическая готовность к аддиктивному поведению» в Ковровской государственной технологической академии им. В.А. Дегтярева»   -  0 %.

Самое большое количество студентов  как с явной так и с латентной вероятностью вовлечения в зависимое поведение во Владимирском государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ) – 8 и 49 чел. соответственно, а также в Муромском филиале этого же вуза – 4  студента с явной вероятностью вовлечения в зависимое поведение и 29 - латентной вероятностью вовлечения в зависимое поведение.

Самый высокий удельный вес студентов «группы риска» в Покровском филиале «Московского педагогического государственного университета» - 10,08% (12 студентов  из 119,  подлежащих тестированию ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица  14

Число обучающихся, составивших «группу риска»

по итогам проведения СПТ в ВУЗах Владимирской области

          2020-2021 учебный год

п/п

ОО

 

Кол-во подлежащих

СПТ

«Группа риска»

 

Структура «группы риска»

чел

Доля обучающихся от числа  обучающихся, подлежащих СПТ

явная

латентная

чел

Доля обучающихся от числа  обучающихся, подлежащих СПТ

чел

Доля обучающихся от числа  обучающихся, подлежащих СПТ

1

 «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ)

2410

57

2,37%

8

0,33%

49

2,03%

2

 «Ковровская государственная технологическая академия им. В.А. Дегтярева»

58

0

0

0

0

0

0

3

Владимирский филиал «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

0

0

0

0

0

0

0

4

 Владимирский филиал «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

214

5

2,34%

0

0

5

2,34%

5

Владимирский филиал «Российский университет кооперации»

48

2

4,17%

1

2,08%

1

2,08%

6

Муромский институт (филиал) «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (МИ (филиал) ВлГУ)

662

33

4,98%

4

0,60%

29

4,38%

7

Покровский филиал «Московский педагогический государственный университет

119

12

10,08%

2

1,68%

10

8,40%

 

ИТОГО

3511

109

3,10%

15

0,43%

94

2,68%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, данные показатели (незначительная и повышенная вероятность вовлечения в зависимое поведение) формируют «группу риска», к которой относятся обучающиеся как с незначительной, так и с явной психологической готовностью к аддиктивному поведению.

В целом  по области «группу риска»  в 2020-2021 учебном году составили  5695 обучающихся образовательных организаций. Это 7,68% от общего числа обучающихся, подлежащих тестированию. В 2019-2020 учебном году в  «группе риска»  было 16285 обучающихся области (25,1% от общего числа обучающихся, подлежащих тестированию).

 

 

 

Таблица 15

Число обучающихся, составивших «группу риска»

по итогам проведения СПТ во Владимирской области

2020-2021 учебный год

 

ОО

Количество обучающихся, подлежащих

СПТ

«Группа риска»

 

чел.

Доля обучающихся от общего числа обучающихся, подлежащих   СПТ

Общеобразовательные организации

47097

4750

10,09%

Школы-интернаты

877

42

4,79%

СПО

22699

794

3,50%

Вузы

3511

109

3,10%

 ВСЕГО   по региону

74184

5695

7,68%

 

Как и в прошлом учебном году самая низкая доля участников тестирования с повышенной вероятностью вовлечения в зависимое поведение среди  обучающихся высших профессиональных образовательных организаций - 109 человек, что составило 3,1 % от общего числа студентов, подлежащих  СПТ (в 2019-2020 учебном году 15 человек - 0,3%) и организаций профессионального образования 794 человека – 3,50% (в 2019-2020 учебном году 70 человек – 0,5%).

Самое большое количество обучающихся в «группе риска» в 2020-2021 учебном году составили обучающиеся общеобразовательных организаций – 4750 человек, что составило 10,09% от общего числа обучающихся, подлежащих СПТ (в 2019-2020 учебном году - 1303 человека  - 2,85%). 

 

 

 

Таблица 16

Число обучающихся,

составивших «группу риска» по итогам проведения СПТ

общеобразовательных организаций Владимирской области

2020-2021 учебный год

 

Муниципальные образования

Количество обучающихся, подлежащих СПТ

«Группа риска»

 

чел.

Доля обучающихся от общего числа обучающихся, подлежащих   СПТ

г. Владимир

12921

993

7,69%

г. Гусь-Хрустальный

2227

304

13,65%

г. Ковров

4949

268

5,42%

о. Муром

3861

568

14,71%

ЗАТО г. Радужный

637

23

3,61%

Александровский район

4027

300

7,45%

Вязниковский район

2149

738

34,34%

Гороховецкий район

686

45

6,56%

Гусь-Хрустальный район

1291

63

4,88%

Камешковский район

811

65

8,01%

Киржачский район

1495

197

13,18%

Ковровский район

776

32

4,12%

Кольчугинский район

1837

61

3,32%

Меленковский район

993

18

1,81%

Муромский район

349

28

7,98%

Петушинский район

2099

210

10,00%

Селивановский район

466

133

27,31%

Собинский район

1845

520

28,54%

Судогодский район

1207

50

4,14%

Суздальский район

1477

72

4,87%

Юрьев-Польский район

994

62

6,24%

ИТОГО

47097

4750

10,09%

 

Самый высокий показатель повышенной вероятности вовлечения в зависимое поведение (выше среднего по области)  показали: Вязниковский район  (34,34%),  Собинский район (28,54%), Селивановский район (27,31%), о. Муром (14,71%),   г. Гусь-Хрустальный (13,65%), Киржачский район (13,18%).

Самый низкий показатель повышенной вероятности вовлечения в зависимое поведение среди образовательных организаций муниципальных образований в Меленковском районе (1,81%).

 

Подводя итоги  проведения социально-психологического тестирования в 2020-2021 учебном году, можно сделать вывод о необходимости организации и проведения адресной и системной работы с обучающимися образовательных организаций, направленной на профилактику вовлечения в потребление наркотических средств и психотропных веществ, включающей в себя прежде всего формирование психологической устойчивости к стрессовым ситуациям, психологической зрелости и ответственного отношения к своему здоровью и своей жизни, формированию умения делать осознанный выбор.

Педагогическая профилактика представляет собой комплексную систему организации процесса обучения и воспитания детей и молодежи, обеспечивающую снижение риска вовлечения в зависимое поведение за счет расширения социальных компетенций, формирования личностных свойств и качеств, повышающих устойчивость к негативным влияниям среды.

Педагогические технологии профилактической деятельности реализуются путем создания благоприятных условий для эффективной социальной адаптации обучающихся, путем формирования профилактической модели среды, определяющей модель поведения и взаимодействия всех участников образовательного и воспитательного процесса.

Проведение социально-психологического тестирования обучающихся по единой методике несет в себе ряд преимуществ для всех участников профилактической деятельности, позволяет определить адресное направление профилактической работы:

- для обучающихся тестирование выступает в качестве мотивирующего компонента, направленного на самоисследование и саморазвитие, позволяет актуализировать внутренние позиции личности, объективировать ценностные и нормативно-поведенческие установки;

- в отношении родителей (законных представителей) СПТ является индикатором, акцентирующим внимание на их детях, способом объективизации происходящего с подростками (при условии искренности детей);

- для специалистов в сфере профилактики, педагогов и педагогов-психологов, администрации образовательной организации СПТ выступает в качестве диагностического инструментария, способствующего повышению адресности профилактической деятельности, является объективным основанием для корректировки и построения системной профилактической работы, уточнения ее содержания.

Проведение СПТ по единой методике позволяет сделать выводы не только о повышенной вероятности вовлечения обучающихся в зависимое поведение, но и определить целый комплекс объективных содержательных направлений для последующей адресной профилактической деятельности.

В 2021-2022 учебном году, как и в прошлом  учебном году, стоит задача 100% охвата тестированием обучающихся образовательных организаций.

Следовательно, с целью уменьшения отказов от участия в социально-психологическом тестировании и расширения охвата обучающихся мероприятиями СПТ, необходимо в этом и следующем году продолжить качественную своевременную информационно-разъяснительную работу с обучающимися, родителями (законными представителями), педагогами:

- разместить на сайте образовательной организации информацию о тестировании, где будут обоснована актуальность СПТ как психопрофилактической меры; разъяснены принципы (конфиденциальности, ненаказуемости, добровольности);

- проводить тематические классные часы, индивидуальные беседы, родительские собрания и обучающие семинары и т.д.

По итогам проведения социально-психологического тестирования, в соответствии с распоряжением Департамента образования результаты тестирования 2020-2021 учебного года направлены в Департамент здравоохранения для составления графика профилактических медосмотров  обучающихся  образовательных организаций в 2021  году.

Благодаря использованию автоматизированной системы каждый муниципальный орган, осуществляющий управление в сфере образования, имеет возможность ознакомиться с результатами тестирования в разрезе каждой организации сразу после его проведения; а каждая образовательная организация может узнать об итогах тестирования и провести анализ  результатов в разрезе каждого класса.