(перерыв 12:30-13:00)
сб-вс выходной
Государственное автономное учреждение
Владимирской области
«Центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи»
ул.Летне-Перевозинская, д.5
(перерыв 12:30-13:00)
сб-вс выходной
Справка о результатах социально-психологического тестирования в 2020-2021 учебном году
Справка
о результатах социально-психологического тестирования на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающихся общеобразовательных организаций, организаций профессионального образования,
организаций высшего образования
Владимирской области
в 2020 – 2021 учебном году
Социально-психологическое тестирование на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ в образовательных организациях является одной из форм проведения первичной антинаркотической профилактики и направлено на выявление склонности подростков к вовлечению в употребление психоактивных веществ. Проведение социально-психологического тестирования с использованием методического комплекса для выявления психологических «факторов риска» возможного вовлечения обучающихся в зависимое поведение является неотъемлемым элементом воспитательной работы образовательной организации, обеспечивающей системное выявление обучающихся «группы риска», и организации с ними соответствующей профилактической, коррекционной работы.
В 2020-2021 учебном году социально-психологическое тестирование обучающихся образовательных организаций Владимирской области на предмет раннего выявления немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ (далее – СПТ, тестирование) проводилось в соответствии с распоряжением Департамента образования Владимирской области от 19.08.2020 г. № 844 «О проведении социально-психологического тестирования в 2020-2021 учебном году» (далее – распоряжение). Данным распоряжением утверждены:
- Порядок проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Владимирской области;
- План мероприятий по проведению социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Владимирской области;
- состав экспертной комиссии по обработке результатов тестирования.
В соответствии с Планом мероприятий по проведению СПТ проведены мероприятия по подготовке к проведению тестирования, в частности - организационные совещания по вопросам проведения тестирования с руководителями муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования; собрания и обучающие занятия для педагогических работников, участвующих в проведении СПТ; консультационное сопровождение руководителей образовательных организаций; разъяснительная работа с обучающимися и родителями (законными представителями).
В соответствии с распоряжением Департамента образования региональным координатором по проведению СПТ определено государственное бюджетное учреждение Владимирской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (далее – ГБУ ВО ЦППМС), которое осуществляло организационно-техническое, информационное и аналитическое сопровождение проведения тестирования, а также консультирование по вопросам организации проведении тестирования специалистов муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных организаций, принимающих участие в СПТ. В каждом муниципальном образовании назначен муниципальный координатор по проведению СПТ.
Методическое сопровождение проведения СПТ обучающихся общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций включает в себя:
– Методические рекомендации по проведению разъяснительной работы с родителями обучающихся в целях предупреждения отказа от участия в социально-психологическом тестировании на предмет раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (разработаны ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2018 г.);
– Методические рекомендации Министерства просвещения Российской Федерации «Использование результатов единой методики социально-психологического тестирования для организации профилактической работы с обучающимися образовательной организации» (разработаны ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2019 г.);
– Методические рекомендации по нормированию результатов социально-психологического тестирования обучающихся образовательных организаций при оценке индивидуальной вероятности вовлечения в зависимое поведение (разработаны ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2019 г.).
Кроме того, специалистами ГБУ ВО ЦППМС подготовлены методические рекомендации и памятки для работы специалистов и педагогов образовательных организаций с целью использования в работе:
- методические рекомендации для руководителей и педагогических работников образовательных организаций «Как правильно провести социально-психологическое тестирование»;
- памятка для руководителей «Алгоритм проведения социально-психологического тестирования в образовательной организации по Единой методике»;
- буклет для родителей «Стоит ли бояться СПТ (социально-психологического тестирования)?»;
- методические рекомендации для обучающихся «Стоит ли проходить СПТ (социально-психологическое тестирование)?»;
- памятка для обучающихся «О проведении социально-психологического тестирования в образовательных организациях Владимирской области».
Все методические материалы размещены на сайте ГБУ ВО ЦППМС https://cppisp33.ru в разделе «Социально-психологическое тестирование на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ».
В 2020-2021 учебном году тестирование обучающихся образовательных организаций Владимирской области проводилось с 15 сентября по 10 декабря 2020 г. в электронной форме с использованием информационной системы социально-психологического тестирования для выявления латентной и явной рискогенности социально-экономических условий, формирующих психологическую готовность к аддиктивному (зависимому) поведению у лиц подросткового (юношеского) возраста, размещенной на платформе https://спт.образование33.рф.
Как и в предыдущем году, в 2020-2021 учебном году тестирование осуществлялось с использованием Единой методики социально-психологического тестирования (ЕМ СПТ), утвержденной Министерством просвещения Российской Федерации. Методика предназначена для выявления латентной (скрытой) и явной рискогенности социально-психологических условий, формирующих психологическую готовность к аддиктивному (зависимому) поведению у лиц подросткового и юношеского возраста.
ЕМ СПТ является опросником и состоит из набора вопросов, предлагаемых в стандартных условиях и предназначенных для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий. Тесты, используемые в ЕМ СПТ, представлены в трех формах: для учащихся 7-9 классов, 10-11 классов, для студентов СПО и ВУЗов и направлены на выявление степени психологической устойчивости респондентов в трудных жизненных ситуациях.
На основании выборки и анализа достоверных и недостоверных ответов автоматически рассчитываются значения, формирующие латентный риск и явный риск вовлечения обучающихся в зависимое поведение. Эти данные сталиосновой для анализа итогов результатов социально-психологического тестирования.
Необходимо понимать, что результаты, полученные по итогам проведения СПТ по ЕМ СПТ не могут быть использованы для формулировки заключения о наркотической или иной зависимости респондента. Данные результатов тестирования могут быть использованы для проведения профилактической работы с обучающимися образовательных организаций.
В соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.02.2020 № 59 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях» и приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 20.02.2020 № 239 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования обучающихся в образовательных организациях высшего образования» тестирование проводилось для обучающихся, достигших возраста тринадцати лет, начиная с 7 класса обучения в общеобразовательной организации.
В 2020-2021 учебном году количество обучающихся, подлежащих участию в социально-психологическом тестировании, составило 74184 человека, что на 9327 человека больше, чем в предыдущем учебном году (в 2019-2020 учебном году - 64857 человек):
- 47097 обучающихся (63,5% от общего числа обучающихся, подлежащих участию в СПТ) общеобразовательных организаций, в 2019-2020 учебном году - 45707 человек;
- 877 обучающихся (1,2%) школ-интернатов, подведомственных Департаменту образования, в 2019-2020 учебном году - 761 человек ;
- 22699 обучающихся (30,6%) профессиональных образовательных организаций, в 2019-2020 учебном году – 13960 человек;
- 3511 обучающихся (4,7%) образовательных организаций высшего профессионального образования, в 2019-2020 учебном году - 4429 человек.
Из них приняли участие в тестировании 70923 обучающихся, что на 7068 человек больше, чем в 2019-2020 учебном году (2019-2020 уч. год – 63855 чел.).
Применение ЕМ СПТ позволило увеличить охват участников тестирования за два года (в 2019-2020, 2020-2021 уч .г.) почти в 2,5 раза. При этом в 2020 году значительно увеличилось количество студентов учреждений среднего профессионального образования, принимающих участие в тестировании.
Таблица 1
Участие обучающихся образовательных организаций
Владимирской области в СПТ
2020-2021 учебный год
ОО |
Количество ОО |
Количество обучающихся, подлежащих СПТ (чел.) |
Количество участников СПТ (чел.) |
Доля обучающихся образовательных организаций, прошедших СПТ (от общего числа обучающихся, подлежащих СПТ)
|
Общеобразовательные организации |
325 |
47097 |
45596 |
96,8% |
Школы-интернаты |
22 |
877 |
844 |
96,2% |
СПО |
36 |
22699 |
22426 |
98,8% |
Вузы |
6 |
3511 |
2057 |
58,6% |
ВСЕГО по региону |
389 |
74184 |
70923 |
95,6% |
Самое большое количество обучающихся, прошедших тестирование - в муниципальных общеобразовательных организациях – 45596 человек.
По итогам проведения тестирования в муниципальных общеобразовательных организациях о. Муром, Вязниковском, Гороховецком, Киржачском, Муромском, Петушинском районах СПТ прошли 100% респондентов. Самый низкий в области показатель участников СПТ в Суздальском районе – 55,04%.
Таблица 2
Участие в СПТ обучающихся
муниципальных общеобразовательных школ
2020-2021 учебный год
Муниципальные образования |
Количество ОО |
Количество обучающихся, подлежащих СПТ (чел.) |
Количество участников СПТ
(чел.) |
Доля обучающихся, прошедших СПТ (от общего числа обучающихся, подлежащих СПТ) |
г. Владимир |
47 |
12921 |
12452 |
96,37% |
г. Гусь-Хрустальный |
11 |
2227 |
2124 |
95,37% |
г. Ковров |
17 |
4949 |
4909 |
99,19% |
о. Муром |
16 |
3861 |
3861 |
100% |
ЗАТО г. Радужный |
2 |
637 |
605 |
94,98% |
Александровский район |
22 |
4027 |
4008 |
99,53% |
Вязниковский район |
18 |
2149 |
2149 |
100% |
Гороховецкий район |
6 |
686 |
686 |
100% |
Гусь-Хрустальный район |
27 |
1291 |
1277 |
98,92% |
Камешковский район |
11 |
811 |
799 |
98,52% |
Киржачский район |
12 |
1495 |
1495 |
100% |
Ковровский район |
13 |
776 |
774 |
99,74% |
Кольчугинский район |
15 |
1837 |
1762 |
95,92% |
Меленковский район |
13 |
993 |
986 |
99,30% |
Муромский район |
8 |
349 |
349 |
100% |
Петушинский район |
20 |
2099 |
2099 |
100% |
Селивановский район |
4 |
466 |
464 |
99,57% |
Собинский район |
18 |
1845 |
1842 |
99,84% |
Судогодский район |
16 |
1207 |
1149 |
95,19% |
Суздальский район |
15 |
1477 |
813 |
55,04% |
Юрьев-Польский район |
14 |
994 |
993 |
99,90% |
|
325 |
47097 |
45596 |
96,81% |
Вместе с тем, анализ соотношения числа обучающихся, прошедших СПТ, к числу обучающихся, подлежащих СПТ, за два последние года показывает снижение количества участников тестирования в соотношении к числу подлежащих тестированию.
Таблица 3
Доля обучающихся образовательных организаций Владимирской области,
прошедших СПТ в 2019 и 2020 гг.
ОО |
Прошли СПТ в 2019 году |
Прошли СПТ в 2020 году |
динамика |
Общеобразовательные организации |
98,9% |
96,8% |
снижение |
Школы-интернаты |
97,5% |
96,2% |
снижение |
СПО |
98,8% |
98,8% |
|
Вузы |
92,4% |
58,6% |
резкое снижение |
Итого по области |
98,4% |
95,6% |
снижение |
При этом в 10 муниципальных образованиях (г. Владимир, г. Гусь-Хрустальный, Камешковский, Кольчугинский, Гусь-Хрустальный, Меленковский, Селивановский, Собинский, Суздальский, Юрьев-Польский районы) произошло снижение количества участников тестирования в соотношении к числу подлежащих тестированию.
Таблица 4
Доля обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций,
прошедших СПТ, в 2019 и 2020 гг.
Муниципальные образования |
Прошли СПТ в 2019 году |
Прошли СПТ в 2020 году |
динамика |
г. Владимир |
99,40% |
96,37% |
снижение |
г. Гусь-Хрустальный |
99,88% |
95,37% |
снижение |
г. Ковров |
98,95% |
99,19% |
|
о. Муром |
99,90% |
100% |
|
ЗАТО г. Радужный |
82,91% |
94,98% |
|
Александровский район |
97,06% |
99,53% |
|
Вязниковский район |
99,82% |
100% |
|
Гусь-Хрустальный район |
99,35% |
98,92% |
снижение |
Гороховецкий район |
97,46% |
100% |
|
Камешковский район |
100% |
98,52% |
снижение |
Киржачский район |
100% |
100% |
|
Ковровский район |
99,62% |
99,74% |
|
Кольчугинский район |
99,95% |
95,92% |
снижение |
Меленковский район |
99,91% |
99,30% |
снижение |
Муромский район |
100% |
100% |
|
Петушинский район |
100% |
100% |
|
Селивановский район |
100 % |
99,57% |
снижение |
Собинский район |
99,91% |
99,84% |
снижение |
Судогодский район |
94,65% |
95,19% |
|
Суздальский район |
96,37% |
55,04% |
резкое снижение |
Юрьев-Польский район |
100 % |
99,90% |
снижение |
Итого по области |
98,90% |
96,8% |
снижение |
В 2020-2021 учебном году с увеличением количества тестируемых увеличилось и количество отказов от участия в социально-психологическом тестировании, данных в установленном порядке – 2642 человека, что составило 3,6% от числа обучающихся, кому было предложено тестирование (в 2019-2020 учебном году отказы оформили 627 человек - 0,97%).
Самый высокий удельный вес отказов от тестирования, как и в прошлом учебном году, отмечен среди студентов ВУЗов - 41,4%, необходимо отметить его значительный рост (2019-2020 уч. год – 7,5%). Доля обучающихся профессиональных образовательных организаций, отказавшихся от участия в тестировании, составила 0,2% (2019-2020 уч. год – 0,01%). Увеличилась доля отказов среди обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций – 2,4% (2019-2020 уч. год – 0,6%) и школ-интернатов – 3,8% (2019-2020 уч. год – 2,5%).
Таблица 5
Количество отказов, данных в установленном порядке,
от общего числа обучающихся, подлежащих СПТ,
образовательных организаций Владимирской области
2020-2021 учебный год
ОО |
Количество обучающихся, не прошедших СПТ по различным причинам |
Из них отказов, данных в установленном порядке |
Доля обучающихся, оформивших отказы от СПТ, от числа обучающихся, подлежащих тестированию |
Общеобразовательные организации |
1501 |
1111 |
2,4% |
Школы-интернаты |
33 |
33 |
3,8% |
СПО |
273 |
44 |
0,2% |
Вузы |
1454 |
1454 |
41,4% |
ВСЕГО по региону |
3261 |
2642 |
3,6% |
Как показывает анализ причин отказов от прохождения СПТ – это, в первую очередь, отказы родителей, считающих, что их дети 13-14-летнего возраста еще не готовы к участию в таких тестах и категорически против проведения каких-либо опросов с их ребенком в электронной системе. Кроме того, оформлены отказы родителей по религиозным мотивам; в связи с нежеланием «касаться лишний раз запрещенной темы»; а также в связи с недоверием к методике тестирования. В школах-интернатах основная причина отказа родителей – психосоматическое состояние здоровья обучающихся с умеренной и глубокой умственной отсталостью и со сложной структурой дефекта. Вместе с тем, следует иметь ввиду, что проведение СПТ в коррекционных школах носит рекомендательный характер с учетом индивидуальных особенностей детей с ментальными нарушениями.
Отказ родителей от участия ребенка в СПТ в общеобразовательных школах составляет в среднем по области более 70% от общего числа отказов. По области наибольший процент отказов от СПТ в школах Суздальского района – 25,7 % (371 чел.) Из них письменных отказов родителей – 317.
Среди обучающихся основными причинами отказа от СПТ являются недоверие к системе тестирования или отказы без объяснения причины.
Таблица 6
Количество отказов, данных в установленном порядке
в образовательных организациях муниципальных образований
Муниципальные образования |
Количество обучающихся, не прошедших СПТ по различным причинам |
Из них отказов, данных в установленном порядке |
Доля обучающихся, оформивших отказы от СПТ, от числа обучающихся, подлежащих тестированию |
г. Владимир |
469 |
423 |
3,3 % |
г. Гусь-Хрустальный |
103 |
99 |
4,4 % |
г. Ковров |
40 |
28 |
0,9 % |
о. Муром |
0 |
0 |
0 |
ЗАТО г. Радужный |
32 |
8 |
1,3 % |
Александровский район |
19 |
16 |
0,1 % |
Вязниковский район |
0 |
0 |
0 |
Гороховецкий район |
0 |
0 |
0 |
Гусь-Хрустальный район |
14 |
14 |
1,1 % |
Камешковский район |
12 |
12 |
1,5 % |
Киржачский район |
0 |
0 |
0 |
Ковровский район |
2 |
2 |
0,3 % |
Кольчугинский район |
75 |
69 |
3,8 % |
Меленковский район |
7 |
7 |
0,7 % |
Муромский район |
0 |
0 |
0 |
Петушинский район |
0 |
0 |
0 |
Селивановский район |
2 |
2 |
0,4 % |
Собинский район |
3 |
3 |
0,1 % |
Судогодский район |
58 |
56 |
4,6 % |
Суздальский район |
664 |
371 |
25,7 % |
Юрьев-Польский район |
1 |
1 |
0,1 % |
ИТОГО |
1501 |
1111 |
2,4% |
Не смогли принять участие в тестировании по разным причинам (производственная практика, болезнь и т.д.) и отнесены были к количеству не давших письменного согласия по иным причинам 619 чел. - 0,83% (в 2019-2020 учебном году - 375 чел. - 0,58%). Это учащиеся школ г. Владимира, г. Коврова, ЗАТО г. Радужный, Суздальского района; студенты Ковровского колледжа сервиса и технологий, Владимирского педагогического колледжа, Муромского колледжа радиоэлектронного приборостроения и др.
Социально-психологическое тестирование, как и в предыдущем году, проводилось по трем возрастным группам:
- по форме «А-110» для учащихся 7-9 классов, которая содержит 110 утверждений для тестирования, прошли тестирование 35911 обучающихся;
- по форме «В-140», которая содержит 140 утверждений для тестирования, прошли тестирование 10529 обучающихся 10 – 11 классов;
- по форме «С-140» для студентов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, которая содержит 140 утверждений для тестирования, прошли тестирование 24483 студента.
Тесты, используемые в ЕМ СПТ, направлены на выявление степени психологической устойчивости респондентов в трудных жизненных ситуациях.
Итоговое заключение по результатам тестирования определяет респондентов с вероятностью вовлечения в зависимое поведение.
С целью исключения результатов обучающихся, отвечающих на вопросы не откровенно или формально, в ЕМ СПТ предусмотрен алгоритм селекции недостоверных ответов.
Респонденты, отнесенные в группу с недостоверными ответами (резистентность выборки), требуют особого внимания при проведении профилактической работы. Причинами резистентности (сопротивляемости) респондентов тестированию по мнению разработчиков ЕМ СПТ может быть комплекс факторов: нежелание обучающихся участвовать в тестировании; желание показать себя с лучшей стороны, что влечет неискренность при ответах и отражается на результатах; неверная трактовка назначения самого тестирования для обучающихся.
По результатам автоматической обработки итогов тестирования в 2020-2021 учебном году доля достоверных ответов составляет 97,95% от общего количества подлежащих тестированию респондентов (2019-2020 учебный год - 88,36%).
Как отмечалось выше, ЕМ СПТ выявляет вероятность вовлечения в зависимое поведение, определяя две группы лиц подросткового и юношеского возраста, имеющих латентную (незначительную) и явную психологическую готовность к аддиктивному (зависимому) поведению.
По итогам тестирования в 2020-2021 учебном году в регионе у 65228 (89,91% от общего числа, подлежащих тестированию) обучающихся не выявлена какая-либо вероятность вовлечения в зависимое поведение (2019-2020 учебный год - 48572 - 74,9%). Это:
- 40846 (89,6%) обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций (2019-2020 учебный год - 37712 обучающихся - 82,5%);
- 802 (91,5%) обучающихся интернатных учреждений (2019-2020 учебный год – 611 обучающихся - 80,3%);
- 21905 (97,7%) обучающихся профессиональных образовательных организаций (2019-2020 учебный год 8242 обучающихся - 59%);
- 1948 (94,7%) обучающихся образовательных организаций высшего образования (2019-2020 учебный год - 2007 студентов - 45,3%).
Латентная (незначительная) психологическая готовность к аддиктивному (зависимому) поведению у лиц подросткового и юношеского возраста в 2020-2021 учебном году в целом по области выявлена у 4944 респондентов, что составило 6,67% от общего количества обучающихся, подлежащих тестированию (в 2019-2020 учебном году - 14873 респондентов - 22,9% от общего количества респондентов, подлежащих тестированию).
Таблица 7
Латентная (незначительная) психологическая готовность к аддиктивному
(зависимому) поведению у лиц подросткового и юношеского возраста
образовательных организаций Владимирской области
2020-2021 учебный год
ОО |
Количество обучающихся, подлежащих СПТ
|
Латентная (незначительная) психологическая готовность к аддиктивному (зависимому) поведению |
|
чел. |
Доля обучающихся от числа подлежащих СПТ |
||
Общеобразовательные организации |
47097
|
4174 |
8,86 % |
Школы-интернаты |
877
|
39 |
4,45 % |
СПО |
22699
|
637 |
2,81 % |
Вузы |
3511
|
94 |
2,68% |
ВСЕГО по региону |
74184 |
4944 |
6,67 % |
Самая высокая доля обучающихся с латентной вероятностью вовлечения в зависимое поведение отмечена в общеобразовательных организациях муниципальных образований области - 8,86% - 4174 человека. При этом данный показатель значительно ниже прошлого года (в 2019-2020 учебном году - 14,6%, 6692 чел.).
В образовательных организациях высшего профессионального образования 94 студента составили группу с незначительной психологической готовностью к аддиктивному (зависимому) поведению - 2,58% (в 2019-2020 учебном году 54,3%, 2407 человек).
В школах–интернатах число обучающихся с латентной готовностью к зависимому поведению 39 человек, 4,45% (в 2019-2020 учебном году - 16,6%, 126 человек). Анализ, проведенный в разрезе школ-интернатов, подведомственных Департаменту образования, показал, что благополучная ситуация по критерию «латентная (незначительная) психологическая готовность к аддиктивному поведению» наблюдается в 13 из 22 образовательных организаций.
Самое большое количество обучающихся с латентной вероятностью вовлечения в зависимое поведение в Кадетском корпусе (18 чел.), специальной (коррекционной) школе-интернате г. Александрова (7 чел.) и школе-интернате № 2 г. Владимира (5 чел.).
Самая низкая доля обучающихся с латентной вероятностью вовлечения в зависимое поведение в организациях профессионального образования области – 2,81 %, 637 человек (в 2019-2020 учебном году - 40,5%, 5648 чел.).
При этом во Владимирском техникуме экономики и права, Киржачском машиностроительном колледже, Суздальском индустриально-гуманитарном колледже и Ковровском энергомеханическом колледже показатель критерия «латентная (незначительная) психологическая готовность к аддиктивному поведению» составляет 0 %.
Самое большое количество обучающихся с латентной вероятностью вовлечения в зависимое поведение в Александровском промышленно-правовом колледже (113 чел.), Владимирском экономико-технологическом колледже (68 чел.), Владимирском строительном колледже (43 чел.), Владимирском аграрном колледже (43 чел.).
Таблица 8
Латентная (незначительная) психологическая готовность к аддиктивному (зависимому) поведению у лиц подросткового и юношеского возраста в организациях профессионального образования Владимирской области 2020-2021 учебный год
№ п/п |
|
Количество обучающихся, подлежащих СПТ
|
Латентная (незначительная) психологическая готовность к аддиктивному (зависимому) поведению |
||
чел. |
Доля обучающихся от числа подлежащих СПТ |
||||
1 |
Владимирский педагогический колледж |
435 |
8 |
1,89% |
|
2 |
Владимирский авиамеханический колледж |
1627 |
27 |
1,66% |
|
3 |
Владимирский политехнический колледж |
1585 |
23 |
1,45% |
|
4 |
Владимирский строительный колледж |
935 |
43 |
4,60% |
|
5 |
Владимирский химико-механический. колледж |
335 |
2 |
0,60% |
|
6 |
Владимирский экономико-технологический колледж |
1469 |
68 |
4,63% |
|
7 |
Владимирский базовый медицинский колледж |
400 |
40 |
10,00% |
|
8 |
Владимирский областной колледж культуры и искусства |
240 |
1 |
0,42% |
|
9 |
Владимирский областной музыкальный колледж |
243 |
15 |
6,17% |
|
10 |
Владимирский техникум экономики и права |
612 |
0 |
0 |
|
11 |
НОУ СПО Владимирский техникум туризма |
167 |
1 |
0,60% |
|
12 |
Владимирский технологический колледж |
1091 |
35 |
3,21% |
|
13 |
Владимирский индустриальный колледж |
1006 |
8 |
0,80% |
|
14 |
Владимирский аграрный колледж |
297 |
43 |
14,48% |
|
15 |
Гусевской стекольный колледж |
708 |
10 |
1,41% |
|
16 |
Гусь-Хрустальный технологический колледж |
625 |
4 |
0,64% |
|
17 |
Ковровский медицинский колледж |
608 |
24 |
3,95% |
|
18 |
Ковровский транспортный колледж |
986 |
1 |
0,10% |
|
19 |
Ковровский промышленно-гуманитарный колледж |
701 |
11 |
1,57% |
|
20 |
Ковров колледж сервиса и технологий |
361 |
8 |
2,22% |
|
21 |
Муромский медицинский колледж |
537 |
1 |
0,19% |
|
22 |
Муромский педагогический колледж |
398 |
11 |
2,76% |
|
23 |
Муромский колледж радиоэлектронного приборостроения |
606 |
33 |
5,45% |
|
24 |
Муромский промышленно-гуманитарный |
719 |
38 |
5,29% |
|
25 |
Муромский индустриальный колледж |
456 |
8 |
1,75% |
|
26 |
Александров промышленно.-правовой колледж |
974 |
113 |
11,60% |
|
27 |
Александровский медицинский колледж |
355 |
12 |
3,38% |
|
28 |
Вязниковский технико-экономический колледж |
990 |
19 |
1,92% |
|
29 |
Никологорский аграрно-промышленный колледж |
524 |
9 |
1,72% |
|
30 |
Киржачский машиностроительный колледж |
473 |
0 |
0 |
|
31 |
Кольчугинский политехнический колледж |
402 |
1 |
0,25% |
|
32 |
Петушинский промышленно-гуманитарный колледж |
668 |
9 |
1,35% |
|
33 |
Муромцевский лесотехнический колледж |
270 |
10 |
3,70% |
|
34 |
Суздальский индустриально-гуманитарный колледж |
426 |
0 |
0 |
|
35 |
Юрьев-Польский индустриально-гуманитарный колледж |
342 |
1 |
0,29% |
|
36 |
Ковровский энергомеханический колледж |
128 |
0 |
0 |
|
|
ИТОГО |
22699 |
637 |
2,81% |
Анализ, проведенный в разрезе муниципальных районов и городских округов области, показал, что наиболее благополучная ситуацияпо критерию «латентная (незначительная) психологическая готовность к аддиктивному поведению» в следующих муниципальных образованиях: Меленковский район (1,71%), г. Радужный (2,98%), Судогодский район (3,31%), Ковровский район (3,61%).
Самый высокий процент латентной вероятности вовлечения в зависимое поведение в муниципальных образованиях показали Вязниковский район (30,67%), Селивановский район (25,53%), Собинский район (23,84%), о. Муром (13,15%), г. Гусь-Хрустальный (12,35%).
Таблица 9
Латентная (незначительная) психологическая готовность к аддиктивному (зависимому) поведению у лиц подросткового и юношеского возраста муниципальных общеобразовательных организаций Владимирской области 2020-2021 учебный год
Муниципальные образования |
Количество обучающихся, подлежащих СПТ
|
Латентная (незначительная) психологическая готовность к аддиктивному (зависимому) поведению |
|
чел. |
Доля обучающихся от числа подлежащих СПТ |
||
г. Владимир |
12921 |
862 |
6,67% |
г. Гусь-Хрустальный |
2227 |
275 |
12,35% |
г. Ковров |
4949 |
246 |
4,97% |
о. Муром |
3861 |
508 |
13,15% |
ЗАТО г. Радужный |
637 |
19 |
2,98 % |
Александровский район |
4027 |
260 |
6,46 % |
Вязниковский район |
2149 |
659 |
30,67 % |
Гороховецкий район |
686 |
41 |
5,98 % |
Гусь-Хрустальный район |
1291 |
57 |
4,42% |
Камешковский район |
811 |
52 |
6,29 % |
Киржачский район |
1495 |
171 |
11,44 % |
Ковровский район |
776 |
28 |
3,61 % |
Кольчугинский район |
1837 |
59 |
3,21 % |
Меленковский район |
993 |
17 |
1,71% |
Муромский район |
349 |
25 |
7,16 % |
Петушинский район |
2099 |
178 |
8,48 % |
Селивановский район |
466 |
119 |
25,5 3% |
Собинский район |
1845 |
440 |
23,84 % |
Судогодский район |
1207 |
40 |
3,31 % |
Суздальский район |
1477 |
69 |
4,67 % |
Юрьев-Польский район |
994 |
49 |
4,92 % |
ИТОГО |
47097 |
4174 |
8,86 % |
Группа обучающихся с латентной (незначительной) вероятностью вовлечения в зависимое поведение - это группа обучающихся, нуждающихся в активной профилактической работе со стороны всех государственных структур, направленной на формирование психологической устойчивости в трудных жизненных и стрессовых ситуациях, а также формирование позитивного отношения к себе и своему здоровью.
Необходимо иметь ввиду, что данные показатели характеризуют лишь возможные вовлечения несовершеннолетних в зависимость и слабую сопротивляемость социуму в вопросе приема и использования наркотических средств и не могут быть использованы как показатели для выявления наркозависимости.
Группу риска с явной психологической готовностью к аддиктивному (зависимому) поведению в 2020-2021 учебном году в целом по региону составили 751 человек – 1,01% от общего числа обучающихся, подлежащих тестированию (2019-2020 учебном году - 1412 обучающихся - 2,18%). Отмечается снижение почти в два раза в сравнении с прошлым годом.
Таблица 10
Явная психологическая готовность к аддиктивному (зависимому) поведению у лиц подросткового и юношеского возраста образовательных организаций Владимирской области 2020-2021 учебный год
ОО |
Количество обучающихся, подлежащих СПТ |
Явная психологическая готовность к аддиктивному (зависимому) поведению |
|
чел. |
Доля обучающихся от числа подлежащих СПТ |
||
Общеобразовательные организации |
47097 |
576 |
1,22 % |
Школы-интернаты |
877 |
3 |
0,34 % |
СПО |
22699 |
157 |
0,69 % |
Вузы |
3511 |
15 |
0,43% |
ВСЕГО по региону |
74184 |
751 |
1,01% |
По итогам СПТ 2020-2021 учебного года высокая доля обучающихся с явной психологической готовностью к аддиктивному (зависимому) поведению у обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций – 1,22 % (576 чел.), низкая - у обучающихся школ–интернатов – 0,34 % (3 чел.).
Анализ, проведенный в разрезе муниципальных районов и городских округов области, показал, что самый высокий процент явной психологической вероятности вовлечения в зависимое поведение обучающихся показали Собинский район - 4,3% (80 чел.), Вязниковский район - 3,7% (79 чел.), Селивановский район - 3,0% (14 чел.), Киржачский район – 1,7% (26 чел.), Камешковский район – 1,6% (13 чел.). о. Муром - 1,6% (60 чел.), Петушинский район – 1,5% (32 чел.), г. Гусь-Хрустальный – 1,3% (29 чел.).
Наиболее благополучная ситуацияпо критерию «явная психологическая готовность к аддиктивному поведению» в следующих муниципальных образованиях: Меленковский район (0,1%), Кольчугинский район (0,1%), Суздальский (0,2%), г. Ковров (0,5%).
Таблица 11
Явная психологическая готовность к аддиктивному (зависимому) поведению у лиц подросткового и юношеского возраста муниципальных
общеобразовательных организаций Владимирской области
2020-2021 учебный год
Муниципальные образования |
Количество обучающихся, подлежащих СПТ |
Явная психологическая готовность к аддиктивному (зависимому) поведению |
|
чел. |
Доля обучающихся от числа обучающихся, подлежащих СПТ |
||
г. Владимир |
12921 |
131 |
1,0% |
г. Гусь-Хрустальный |
2227 |
29 |
1,3% |
г. Ковров |
4949 |
22 |
0,5% |
о. Муром |
3861 |
60 |
1,6% |
ЗАТО г. Радужный |
637 |
4 |
0,6% |
Александровский район |
4027 |
40 |
1,0% |
Вязниковский район |
2149 |
79 |
3,7% |
Гороховецкий район |
686 |
4 |
0,6% |
Гусь-Хрустальный район |
1291 |
6 |
0,5% |
Камешковский район |
811 |
13 |
1,6% |
Киржачский район |
1495 |
26 |
1,7% |
Ковровский район |
776 |
4 |
0,5% |
Кольчугинский район |
1837 |
2 |
0,1% |
Меленковский район |
993 |
1 |
0,1% |
Муромский район |
349 |
3 |
0,9% |
Петушинский район |
2099 |
32 |
1,5% |
Селивановский район |
466 |
14 |
3,0% |
Собинский район |
1845 |
80 |
4,3% |
Судогодский район |
1207 |
10 |
0,8% |
Суздальский район |
1477 |
3 |
0,2% |
Юрьев-Польский район |
994 |
13 |
1,3% |
ИТОГО |
47097 |
576 |
1,2% |
Обучающиеся с явной психологической готовностью к аддиктивному (зависимому) поведению выявлены в трех школах-интернатах, подведомственных Департаменту образования: специальной (коррекционной) школе-интернате г. Александрова (1 чел.), школе-интернате № 2 г. Владимира (1 чел.) и Барско-Городищенской специальной (коррекционной) школе-интернате (1 чел.).
Таблица 12
Явная психологическая готовность к аддиктивному (зависимому) поведению у лиц подросткового и юношеского возраста в школах-интернатах Владимирской области, подведомственных Департаменту образования
2020-2021 учебный год
№ п/п |
ОО (школы-интернаты) |
Количество обучающихся, подлежащих СПТ |
Явная психологическая готовность к аддиктивному (зависимому) поведению |
||
чел |
Доля обучающихся от числа обучающихся, подлежащих СПТ |
||||
1 |
Школа-интернат для слепых и слабовидящих детей г. Владимир |
48 |
0 |
0 |
|
2 |
Школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи г. Владимир |
53 |
0 |
0 |
|
3 |
Школа-интернат № 1 г. Владимир |
45 |
0 |
0 |
|
4 |
Школа-интернат № 2 г. Владимир |
38 |
1 |
2,63% |
|
5 |
Специальная (коррекционная) школа-интернат г. Гусь-Хрустальный |
0 |
0 |
0 |
|
6 |
Специальная (коррекционная) школа-интернат г. Коврова для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей |
31 |
0 |
0 |
|
7 |
Специальная (коррекционная) школа-интернат г. Ковров |
29 |
0 |
0 |
|
8 |
Специальная (коррекционная) школа-интернат г. Муром |
44 |
0 |
0 |
|
9 |
ГКОУ Кадетский корпус |
195 |
0 |
0 |
|
10 |
Специальная (коррекционная) школа-интернат г. Александрова |
30 |
1 |
3,33% |
|
11 |
Областная санаторная школа-интернат г. Вязники |
28 |
0 |
0 |
|
12 |
Специальная (коррекционная) г. Вязники |
57 |
0 |
0 |
|
13 |
Мстерская специальная (коррекционная) школа-интернат |
15 |
0 |
0 |
|
14 |
Фоминская специальная (коррекционная) школа-интернат |
13 |
0 |
0 |
|
15 |
Специальная (коррекционная) школа-интернат г. Камешково |
41 |
0 |
0 |
|
16 |
Специальная (коррекционная) школа-интернат. г.Киржач |
25 |
0 |
0 |
|
17 |
Специальная (коррекционная) школа-интернат г. Кольчугино |
42 |
0 |
0 |
|
18 |
Специальная (коррекционная) школа-интернат г. Меленки |
24 |
0 |
0 |
|
19 |
Специальная (коррекционная) школа-интернат г. Петушки |
19 |
0 |
0 |
|
20 |
Омофоровская специальная (коррекционная) школа-интернат |
38 |
0 |
0 |
|
21 |
Лухтоновская специальная (коррекционная) школа-интернат |
32 |
0 |
0 |
|
22 |
Барско-Городищенская специальная (коррекционная) школа-интернат |
12 |
1 |
8,3% |
|
23 |
Ратисловская специальная (коррекционная) школа-интернат |
18 |
0 |
0 |
|
|
ИТОГО |
877 |
3 |
0,34% |
Из 157 студентов профессиональных образовательных организаций Владимирской области самое большое количество с явной психологической готовностью к аддиктивному (зависимому) поведению выявлено в Александровском промышленно-правовом колледже (32 чел.), Владимирском экономико-технологическом колледже (16 чел.), Муромском колледже радиоэлектронного приборостроения (14 чел.), Владимирском строительном колледже (11 чел.), Владимирском аграрном колледже (11 чел.), Владимирском технологическом колледже (11 чел.).
Не выявлено студентов с явной психологической готовностью к аддиктивному поведению в 13 учреждениях СПО из 36 участвовавших в СПТ: во Владимирском химико-механическом колледже, Владимирском областном колледже культуры и искусства, Владимирском техникуме туризма, Александровском и Муромском медицинских колледжах, Гусевском стекольном колледже, Ковровском промышленно-гуманитарном колледже, Ковровском транспортном колледже, Ковровском энергомеханическом колледже, Киржачском машиностроительном колледже, Кольчугинском политехническом колледже, Суздальском и Юрьев-Польском индустриально-гуманитарных колледжах.
Таблица 13
Явная психологическая готовность к аддиктивному (зависимому) поведению у лиц подросткового и юношеского возраста в профессиональных
образовательных организациях Владимирской области
2020-2021 учебный год
№ п/п |
ОО (колледжи, техникумы) |
Количество обучающихся, подлежащих СПТ |
Явная психологическая готовность к аддиктивному (зависимому) поведению |
||
чел. |
Доля обучающихся от числа обучающихся, подлежащих СПТ |
||||
1 |
Владимирский педагогический колледж |
435 |
2 |
0,46% |
|
2 |
Владимирский авиамеханический колледж |
1627 |
6 |
0,37% |
|
3 |
Владимирский политехнический колледж |
1585 |
7 |
0,44% |
|
4 |
Владимирский строительный колледж |
935 |
11 |
1,18% |
|
5 |
Владимирский химико-механический. колледж |
335 |
0 |
0 |
|
6 |
Владимирский экономико-технологический колледж |
1469 |
16 |
1,09% |
|
7 |
Владимирский базовый медицинский колледж |
400 |
5 |
1,25% |
|
8 |
Владимирский областной колледж культуры и искусства |
240 |
0 |
0 |
|
9 |
Владимирский областной муз. колледж |
243 |
5 |
2,06% |
|
10 |
Владимирский техникум экономики и права |
612 |
1 |
0,16% |
|
11 |
НОУ СПО Владимирский техникум туризма |
167 |
0 |
0 |
|
12 |
Владимирский технологический колледж |
1091 |
11 |
1,01% |
|
13 |
Владимирский индустриальный колледж |
1006 |
2 |
0,20% |
|
14 |
Владимирский аграрный колледж |
297 |
11 |
4,45% |
|
15 |
Гусевской стекольный колледж |
708 |
0 |
0 |
|
16 |
Г-Хрустальный технологический колледж |
625 |
2 |
0,32% |
|
17 |
Ковровский медицинский колледж |
608 |
4 |
0,66% |
|
18 |
Ковровский транспортный колледж |
986 |
0 |
0 |
|
19 |
Ковровский промышленно-гуманитарный колледж |
701 |
0 |
0 |
|
20 |
Ковров колледж сервиса и технологий |
361 |
3 |
0,83% |
|
21 |
Муромский медицинский колледж |
537 |
0 |
0 |
|
22 |
Муромский педагогический колледж |
398 |
4 |
1,15% |
|
23 |
Муромский колледж радиоэлектронного приборостроения |
606 |
14 |
2,31% |
|
24 |
Муромский промышленно-гуманитарный |
719 |
4 |
0,56% |
|
25 |
Муромский индустриальный колледж |
456 |
3 |
0,66% |
|
26 |
Александров промышленно-правовой колледж |
974 |
32 |
3,28% |
|
27 |
Александровский медицинский колледж |
355 |
0 |
0 |
|
28 |
Вязниковский технико-экономический колледж |
990 |
5 |
0,51% |
|
29 |
Никологорский аграрно-промышленный колледж |
524 |
3 |
0,57% |
|
30 |
Киржачский машиностроительный колледж |
473 |
0 |
0 |
|
31 |
Кольчугинский политехнический колледж |
402 |
0 |
0 |
|
32 |
Петушинский промышленный-гуманитарный колледж |
668 |
5 |
0,75% |
|
33 |
Муромцевский лесотехнический колледж |
270 |
1 |
0,37% |
|
34 |
Суздальский индустриально-гуманитарный колледж |
426 |
0 |
0 |
|
35 |
Юрьев-Польский индустриально-гуманитарный колледж |
342 |
0 |
0 |
|
36 |
Ковровский энергомеханический колледж |
128 |
0 |
0 |
|
|
ИТОГО |
22699 |
157 |
0,69% |
Анализ, проведенный в разрезе высших учебных заведений Владимирской области, показал, что благополучная ситуацияпо критериям «латентная (незначительная) и явная психологическая готовность к аддиктивному поведению» в Ковровской государственной технологической академии им. В.А. Дегтярева» - 0 %.
Самое большое количество студентов как с явной так и с латентной вероятностью вовлечения в зависимое поведение во Владимирском государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ) – 8 и 49 чел. соответственно, а также в Муромском филиале этого же вуза – 4 студента с явной вероятностью вовлечения в зависимое поведение и 29 - латентной вероятностью вовлечения в зависимое поведение.
Самый высокий удельный вес студентов «группы риска» в Покровском филиале «Московского педагогического государственного университета» - 10,08% (12 студентов из 119, подлежащих тестированию ).
Таблица 14
Число обучающихся, составивших «группу риска»
по итогам проведения СПТ в ВУЗах Владимирской области
2020-2021 учебный год
№ п/п |
ОО
|
Кол-во подлежащих СПТ |
«Группа риска» |
Структура «группы риска» |
||||
чел |
Доля обучающихся от числа обучающихся, подлежащих СПТ |
явная |
латентная |
|||||
чел |
Доля обучающихся от числа обучающихся, подлежащих СПТ |
чел |
Доля обучающихся от числа обучающихся, подлежащих СПТ |
|||||
1 |
«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ) |
2410 |
57 |
2,37% |
8 |
0,33% |
49 |
2,03% |
2 |
«Ковровская государственная технологическая академия им. В.А. Дегтярева» |
58 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
Владимирский филиал «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4 |
Владимирский филиал «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» |
214 |
5 |
2,34% |
0 |
0 |
5 |
2,34% |
5 |
Владимирский филиал «Российский университет кооперации» |
48 |
2 |
4,17% |
1 |
2,08% |
1 |
2,08% |
6 |
Муромский институт (филиал) «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (МИ (филиал) ВлГУ) |
662 |
33 |
4,98% |
4 |
0,60% |
29 |
4,38% |
7 |
Покровский филиал «Московский педагогический государственный университет |
119 |
12 |
10,08% |
2 |
1,68% |
10 |
8,40% |
|
ИТОГО |
3511 |
109 |
3,10% |
15 |
0,43% |
94 |
2,68% |
Таким образом, данные показатели (незначительная и повышенная вероятность вовлечения в зависимое поведение) формируют «группу риска», к которой относятся обучающиеся как с незначительной, так и с явной психологической готовностью к аддиктивному поведению.
В целом по области «группу риска» в 2020-2021 учебном году составили 5695 обучающихся образовательных организаций. Это 7,68% от общего числа обучающихся, подлежащих тестированию. В 2019-2020 учебном году в «группе риска» было 16285 обучающихся области (25,1% от общего числа обучающихся, подлежащих тестированию).
Таблица 15
Число обучающихся, составивших «группу риска»
по итогам проведения СПТ во Владимирской области
2020-2021 учебный год
ОО |
Количество обучающихся, подлежащих СПТ |
«Группа риска»
|
|
чел. |
Доля обучающихся от общего числа обучающихся, подлежащих СПТ |
||
Общеобразовательные организации |
47097 |
4750 |
10,09% |
Школы-интернаты |
877 |
42 |
4,79% |
СПО |
22699 |
794 |
3,50% |
Вузы |
3511 |
109 |
3,10% |
ВСЕГО по региону |
74184 |
5695 |
7,68% |
Как и в прошлом учебном году самая низкая доля участников тестирования с повышенной вероятностью вовлечения в зависимое поведение среди обучающихся высших профессиональных образовательных организаций - 109 человек, что составило 3,1 % от общего числа студентов, подлежащих СПТ (в 2019-2020 учебном году 15 человек - 0,3%) и организаций профессионального образования 794 человека – 3,50% (в 2019-2020 учебном году 70 человек – 0,5%).
Самое большое количество обучающихся в «группе риска» в 2020-2021 учебном году составили обучающиеся общеобразовательных организаций – 4750 человек, что составило 10,09% от общего числа обучающихся, подлежащих СПТ (в 2019-2020 учебном году - 1303 человека - 2,85%).
Таблица 16
Число обучающихся,
составивших «группу риска» по итогам проведения СПТ
общеобразовательных организаций Владимирской области
2020-2021 учебный год
Муниципальные образования |
Количество обучающихся, подлежащих СПТ |
«Группа риска»
|
|
чел. |
Доля обучающихся от общего числа обучающихся, подлежащих СПТ |
||
г. Владимир |
12921 |
993 |
7,69% |
г. Гусь-Хрустальный |
2227 |
304 |
13,65% |
г. Ковров |
4949 |
268 |
5,42% |
о. Муром |
3861 |
568 |
14,71% |
ЗАТО г. Радужный |
637 |
23 |
3,61% |
Александровский район |
4027 |
300 |
7,45% |
Вязниковский район |
2149 |
738 |
34,34% |
Гороховецкий район |
686 |
45 |
6,56% |
Гусь-Хрустальный район |
1291 |
63 |
4,88% |
Камешковский район |
811 |
65 |
8,01% |
Киржачский район |
1495 |
197 |
13,18% |
Ковровский район |
776 |
32 |
4,12% |
Кольчугинский район |
1837 |
61 |
3,32% |
Меленковский район |
993 |
18 |
1,81% |
Муромский район |
349 |
28 |
7,98% |
Петушинский район |
2099 |
210 |
10,00% |
Селивановский район |
466 |
133 |
27,31% |
Собинский район |
1845 |
520 |
28,54% |
Судогодский район |
1207 |
50 |
4,14% |
Суздальский район |
1477 |
72 |
4,87% |
Юрьев-Польский район |
994 |
62 |
6,24% |
ИТОГО |
47097 |
4750 |
10,09% |
Самый высокий показатель повышенной вероятности вовлечения в зависимое поведение (выше среднего по области) показали: Вязниковский район (34,34%), Собинский район (28,54%), Селивановский район (27,31%), о. Муром (14,71%), г. Гусь-Хрустальный (13,65%), Киржачский район (13,18%).
Самый низкий показатель повышенной вероятности вовлечения в зависимое поведение среди образовательных организаций муниципальных образований в Меленковском районе (1,81%).
Подводя итоги проведения социально-психологического тестирования в 2020-2021 учебном году, можно сделать вывод о необходимости организации и проведения адресной и системной работы с обучающимися образовательных организаций, направленной на профилактику вовлечения в потребление наркотических средств и психотропных веществ, включающей в себя прежде всего формирование психологической устойчивости к стрессовым ситуациям, психологической зрелости и ответственного отношения к своему здоровью и своей жизни, формированию умения делать осознанный выбор.
Педагогическая профилактика представляет собой комплексную систему организации процесса обучения и воспитания детей и молодежи, обеспечивающую снижение риска вовлечения в зависимое поведение за счет расширения социальных компетенций, формирования личностных свойств и качеств, повышающих устойчивость к негативным влияниям среды.
Педагогические технологии профилактической деятельности реализуются путем создания благоприятных условий для эффективной социальной адаптации обучающихся, путем формирования профилактической модели среды, определяющей модель поведения и взаимодействия всех участников образовательного и воспитательного процесса.
Проведение социально-психологического тестирования обучающихся по единой методике несет в себе ряд преимуществ для всех участников профилактической деятельности, позволяет определить адресное направление профилактической работы:
- для обучающихся тестирование выступает в качестве мотивирующего компонента, направленного на самоисследование и саморазвитие, позволяет актуализировать внутренние позиции личности, объективировать ценностные и нормативно-поведенческие установки;
- в отношении родителей (законных представителей) СПТ является индикатором, акцентирующим внимание на их детях, способом объективизации происходящего с подростками (при условии искренности детей);
- для специалистов в сфере профилактики, педагогов и педагогов-психологов, администрации образовательной организации СПТ выступает в качестве диагностического инструментария, способствующего повышению адресности профилактической деятельности, является объективным основанием для корректировки и построения системной профилактической работы, уточнения ее содержания.
Проведение СПТ по единой методике позволяет сделать выводы не только о повышенной вероятности вовлечения обучающихся в зависимое поведение, но и определить целый комплекс объективных содержательных направлений для последующей адресной профилактической деятельности.
В 2021-2022 учебном году, как и в прошлом учебном году, стоит задача 100% охвата тестированием обучающихся образовательных организаций.
Следовательно, с целью уменьшения отказов от участия в социально-психологическом тестировании и расширения охвата обучающихся мероприятиями СПТ, необходимо в этом и следующем году продолжить качественную своевременную информационно-разъяснительную работу с обучающимися, родителями (законными представителями), педагогами:
- разместить на сайте образовательной организации информацию о тестировании, где будут обоснована актуальность СПТ как психопрофилактической меры; разъяснены принципы (конфиденциальности, ненаказуемости, добровольности);
- проводить тематические классные часы, индивидуальные беседы, родительские собрания и обучающие семинары и т.д.
По итогам проведения социально-психологического тестирования, в соответствии с распоряжением Департамента образования результаты тестирования 2020-2021 учебного года направлены в Департамент здравоохранения для составления графика профилактических медосмотров обучающихся образовательных организаций в 2021 году.
Благодаря использованию автоматизированной системы каждый муниципальный орган, осуществляющий управление в сфере образования, имеет возможность ознакомиться с результатами тестирования в разрезе каждой организации сразу после его проведения; а каждая образовательная организация может узнать об итогах тестирования и провести анализ результатов в разрезе каждого класса.