Государственное бюджетное учреждение
Владимирской области

«Центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи»

+7 (4922) 32-38-61 +7 (4922) 32-69-95 600000 г.Владимир,
ул.Летне-Перевозинская, д.5

Порядок оказания услуг ранней помощи в СРП

Стандарт услуг ранней помощиутвержден приказом департамента здравоохранения администрации Владимирской области, департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области, департамента образования администрации Владимирской области от  07.05.2020.2020 № 65/200/125

Порядок оказания услуг ранней помощи детям и их семьям, утвержден приказом  ГБУ ВО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» от 23.06.2020 №275-од «Об утверждении положения о Службе ранней помощи» (в редакции приказа ГБУ ВО ЦППМС от 10.12.2021 №705-од)

 

  1. ГБУ ВО ЦППМС в рамках государственного задания по государственной услуге «Психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников» оказывает следующие услуги ранней помощи:

1.1. Определение нуждаемости ребенка и семьи в ранней помощи.

1.2. Проведение оценочных процедур и разработка индивидуальной программы ранней помощи (далее - ИПРП).

1.3. Оказание услуг в рамках ИПРП:

- содействие развитию функционирования ребенка и семьи в естественных жизненных ситуациях;

- содействие развитию общения и речи ребенка;

- содействие развитию мобильности ребенка;

- содействие развитию у ребенка самообслуживания и бытовых навыков;

- содействие развитию познавательной активности ребенка;

- психологическое консультирование;

- поддержка социализации ребенка;

- проведение промежуточной оценки реализации ИПРП;

- проведение итоговой оценки реализации ИПРП;

1.4. Оказание услуг вне ИПРП:
          - пролонгированное консультирование без составления ИПРП;

- краткосрочное предоставление услуг ранней помощи без ИПРП;

- консультирование родителей в период адаптации ребенка в образовательной организации.

  1. Услуги ранней помощи предоставляются в следующих формах:

- при посещении потребителями Службы ранней помощи;

- на дому;

- в очной или дистанционной формах;

- индивидуально (при консультировании родителей в процессе оказания услуг: «Содействие развитию функционирования ребенка и семьи в  естественных жизненных ситуациях», «Содействие развитию общения и речи ребенка», «Содействие развитию мобильности ребенка», «Содействие развитию у ребенка самообслуживания и бытовых навыков», «Содействие развитию познавательной активности ребенка», «Психологическое консультирование», «Пролонгированное консультирование без составления индивидуальной программы ранней помощи», «Краткосрочное предоставление услуг ранней помощи без составления индивидуальной программы ранней помощи», «Консультирование родителей в период адаптации ребенка в образовательной организации»);

- с семьей (при организации и поддержке совместной активности  ребенка с родителями и  семьей в процессе оказания услуг: «Содействие развитию функционирования ребенка и семьи в  естественных жизненных ситуациях», «Содействие развитию общения и речи ребенка», «Содействие развитию мобильности ребенка», «Содействие развитию у ребенка самообслуживания и бытовых навыков», «Содействие развитию познавательной активности ребенка», «Психологическое консультирование», «Пролонгированное консультирование без составления индивидуальной программы ранней помощи», «Краткосрочное предоставление услуг ранней помощи без составления индивидуальной программы ранней помощи», «Консультирование родителей в период адаптации ребенка в образовательной организации );

- в группе (при оказании услуг «Содействие развитию общения и речи ребенка» и «Поддержка социализации ребенка» в детско-родительских группах).

2.1. Услуга ранней помощи может оказываться одновременно двумя специалистами разного профиля при работе в группе или с семьей.

  1. Порядок оказания услуг ранней помощи соблюдается при всех формах предоставления услуг ранней помощи и включает следующие этапы:

- обработка первичного обращения родителей (законных представителей) в Службу;

- прием заявления и документов;

- заключение договора с родителями (законными представителями) об оказании услуг ранней помощи;

- определение нуждаемости ребенка в ранней помощи (первичный прием, междисциплинарный консилиум);

-  в случае невыявления нуждаемости в получении услуг ранней помощи предоставляется разовая консультация по вопросам развития ребенка;

- в случае выявления нуждаемости в получении услуг ранней помощи вне ИПРП оказываются услуги, указанные в п.1.4 настоящего Положения;

- в случае выявления нуждаемости в получении услуг ранней помощи в рамках ИПРП осуществляются следующие мероприятия:

- проведение оценочных процедур для составления ИПРП;

- разработка ИПРП;

- реализация ИПРП;

- промежуточная и/или итоговая оценка результативности реализации ИПРП;

- пролонгация или завершение реализации ИПРП;

- содействие переходу ребенка в образовательную организацию.

  1. Обработка первичного обращения родителей (законных представителей) в Службу включает:

- регистрацию обращения;

- информирование родителей (законных представителей) о порядке предоставления услуг ранней помощи и о правах потребителей услуг;

- запись на первичный прием;

 - оформление журнала регистрации договоров граждан, обратившихся за предоставлением услуг ранней помощи;

  1. Прием заявления и заключение договора с родителями (законными представителями) ребенка об оказании услуг ранней помощи осуществляется в течение 5 рабочих дней от первичного обращения с предоставлением родителями (законными представителями) следующих документов:

- документ, удостоверяющий личность родителей (законных представителей);

- документы, подтверждающие законное представительство интересов ребенка (сотрудник организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выполняющий функции непосредственного ухода за ребенком, его воспитания и развития (воспитатель) действует на основании доверенности на представление интересов ребенка, выданной организацией – опекуном);

- копия свидетельства о рождении ребенка (предоставляется с предъявлением оригинала);

- а также при наличии:

- выписки из истории развития ребенка (форма 112/у);

- действующей справки, подтверждающей факт наличия инвалидности;

- копии индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида/ребенка-инвалида (с предоставлением оригинала).

  1. Услуга «Определение нуждаемости ребенка и семьи в услугах ранней помощи» оказывается по результатам первичного приема.

6.1. Первичный прием проводят специалисты, имеющие соответствующие компетенции в сфере ранней помощи, в срок со времени заключения договора об оказании услуг ранней помощи - 10 рабочих дней.

6.2. Первичный прием проводится в ситуациях, максимально приближенных к естественным, с участием родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц с целью определения наличия ограничения(й) жизнедеятельности, в том числе с учетом индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (при ее наличии).

6.3. К критериям наличия у ребенка ограничения жизнедеятельности относятся умеренные, тяжелые или полные ограничения/задержка развития в следующих доменах раздела «Активность и участия» Международной классификации функционирования ограничений жизнедеятельности здоровья (МКФ): обучение и применение знаний, общие задачи и требования, общение, мобильность, самообслуживание, взаимодействие и отношения; а также по категориям функции ориентированности в разделе «Умственные функции» МКФ.

6.4. Первичный прием включает в себя проведение следующих процедур:

- оценку функционирования и выявление ограничений жизнедеятельности ребенка по ключевым категориям раздела «Активность и участие» МКФ, определение взаимодействия и отношений ребенка с родителями и другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами, в контексте влияния факторов окружающей среды;

- сбор и изучение анамнеза;

- сбор и анализ информации об условиях жизни и семье ребенка, о получаемых ребенком и семьей психологических, педагогических и социальных услугах;

- анализ медицинской документации (при наличии);

- анализ индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (при наличии).

6.5. Информация, полученная на первичном приеме, оформляется протоколом первичного приема по форме, в котором указывается, нуждается ли ребенок и семья в услугах ранней помощи или нет.

6.6. В случае принятия решения о необходимости предоставления услуг ранней помощи ребенку и семье назначается ведущий специалист, который определяет сроки проведения междисциплинарного консилиума, где обсуждаются результаты первичного приема и принимается решение о предоставлении услуг ранней помощи в рамках ИПРП или вне ее. По результатам междисциплинарного консилиума родителю (законному представителю) выдается консультативное заключение. Реквизиты консультативного заключения заносятся в журнал регистрации консультативных заключений специалистов СРП. По итогам междисциплинарного консилиума  оформляется протокол  и журнал учета заседаний   консилиума.

6.7. В случае выявления соответствия состояния функционирования ребенка критериям разработки ИПРП первичный прием дополняется следующими процедурами:

- информирование семьи о содержании и порядке предоставления услуг ранней помощи и получение подтверждения родителей (законных представителей) об ознакомлении с содержанием и порядком предоставления услуг ранней помощи.

6.8.  К критериям разработки ИПРП относятся наличие у ребенка в возрасте до 3 лет ограничений жизнедеятельности и отсутствие противопоказаний к её разработке.

  1. Услуга «Проведение оценочных процедур» для разработки ИПРП планируется ведущим специалистом и проводится им или командой специалистов с согласия родителей (законных представителей) в течение 30 рабочих дней со времени заключения договора об оказании услуг ранней помощи на основе рекомендаций междисциплинарного консилиума.

7.1. В зависимости от особенностей ребенка и его социального окружения оценочные процедуры для составления/изменения ИПРП могут включать углубленную оценку других аспектов развития ребенка и его взаимодействия с социальным окружением:

- качество взаимодействия и отношений ребенка с родителями, другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами, в семье, с другими детьми;

- состояние эмоционального и поведенческого благополучия ребенка.

7.2. Ведущий специалист обсуждает с родителями и другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами результаты углубленной оценки, совместно с ними определяет цели ИПРП, разрабатывает ИПРП в течение 30 рабочих дней от даты заключения договора с родителями (законными представителями) об оказании услуг ранней помощи.

7.3. ИПРП подписывается ведущим специалистом, родителем (законными представителем) ребенка.

7.4. ИПРП составляется на срок не менее 6 месяцев и не более 12 месяцев, регулярно пересматривается, не реже 1 раза в 3 месяца, и может быть пролонгирована при отсутствии критериев её завершения.

7.5. Форма ИПРП определяется ГБУ ВО ЦППМС.

 

 

УСЛУГИ В РАМКАХ ИПРП

  1. В рамках ИПРП всем детям и их семьям обязательно предоставляются услуги: «Содействие развитию функционирования ребенка и семьи в естественных жизненных ситуациях», «Проведение промежуточной оценки реализации индивидуальной программы ранней помощи», «Проведение итоговой оценки реализации индивидуальной программы ранней помощи». Остальные услуги предоставляются с учетом потребностей ребенка и семьи.

8.1. Реализация ИПРП осуществляется в соответствии со следующими требованиями:

- все специалисты, предоставляющие услуги ранней помощи в рамках ИПРП, содействуют вовлечению семьи в ее реализацию и обсуждают с ней ход ее реализации;

- взаимодействие с ребенком и семьей строиться на основе их собственной активности и участия, преимущественно в ЕЖС;

- в соответствии с целями ИПРП, к ее реализации привлекаются специалисты, обладающие необходимыми компетенциями.

8.2. Промежуточная и итоговая оценки результативности реализации ИПРП направлены на определение динамики целевых показателей ИПРП.

8.3. Промежуточная и итоговая оценка результативности реализации ИПРП проводится с использованием тех же методов и методик, что и оценка при составлении ИПРП, а также включает в себя оценку удовлетворенности родителей (законных представителей), других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц полученными услугами.

8.4.  Промежуточная оценка результативности реализации ИПРП проводится не реже 1 раза в три месяца.

8.5. ИПРП может быть пролонгирована, если ребенок в возрасте от 3 до 7 лет, имеющий ограничение жизнедеятельности, получавший до 3 лет услуги ранней помощи в рамках ИПРП, по решению междисциплинарного консилиума организации, предоставляющей услуги ранней помощи, недостаточно подготовлен к переходу в дошкольную образовательную организацию и не имеет противопоказаний для получения услуг ранней помощи в рамках ИПРП.

8.6. Реализация ИПРП завершается в следующих случаях:

- отказ семьи (законных представителей) от получения услуг ранней помощи;

- ребенок/семья больше не нуждаются в услугах ранней помощи, так как цели ИПРП достигнуты;

- ребенок поступил в образовательную организацию и успешно осваивает образовательную программу;

- ребенок достиг возраста 3-х лет в случае отсутствия необходимости пролонгации ИПРП;

- ребенок достиг возраста 7 лет – в случае пролонгации ИПРП после 3-х лет;

- при возникновении иных причин, создающих непреодолимые препятствия для продолжения реализации ИПРП.

8.7. Противопоказанием к разработке ИПРП является устойчивая декомпенсация функции(й) организма ребенка, препятствующая участию ребенка в получении услуг ранней помощи в рамках ИПРП. В таких случаях услуги ранней помощи ребенку и семье предоставляются без разработки ИПРП. Специалисты ведут протоколы, отражающие содержание текущей работы с ребенком и семьей.  

УСЛУГИ ВНЕ ИПРП

  1. Услуга «Пролонгированное консультирование без составления ИПРП» предоставляется в случае, если состояние ребенка не соответствует критериям разработки ИПРП, но ребенок относится к группе риска, то родителям (законным представителям) и семье предлагается пролонгированное консультирование, в т.ч. по вопросам взаимодействия в паре “родитель-ребенок”, без составления ИПРП, с согласованной частотой не более года в пределах 10 консультаций с мониторингом функционирования ребенка.
  2. Услуга «Краткосрочное предоставление услуг ранней помощи без ИПРП» предоставляется в случае выявления соответствия состояния функционирования ребенка критериям разработки ИПРП, но проблемы функционирования ребенка решаются при условии предоставления краткосрочных услуг, то, согласно заключению междисциплинарного консилиума, родителям (законным представителям) предлагаются краткосрочные услуги ранней помощи без составления ИПРП.
  3. Услуга «Консультирование родителей в период адаптации ребенка в образовательной организации» оказывается в период адаптации ребенка в образовательной организации сроком до 6 месяцев (по запросу семьи).